Общество
Более 80 процентов горожан получают питьевую воду из головных очистных сооружений водопровода (ГОСВ). И она безопасна.
Чтобы убедиться в этом, следует побывать здесь на экскурсии, хотя бы заочной.
Первое, на что обращаешь внимание — отсутствие людей, идеальная чистота и многочисленные датчики и приборы, следящие за контролем очистки воды на каждом этапе.
Задача сульфата аммония
— Забор речной воды идет по трем водоводам, — знакомит с предприятием и.о. начальника цеха ГОСВ МУП «Водоканал» Елена Дунаевская. — Здесь она проходит двухступенчатую очистку. Сначала в работу вступает активированный уголь. Он используется не всегда, а только в те периоды, когда в воде появляются дополнительные загрязнители или неприятные запахи. Впервые углевание применили в 2005 году во время прохождения по Амуру бензольного пятна из Китая. Для обеззараживания воды мы используем жидкий хлор в сочетании с аммонизацией, что является важнейшим этапом очистки. Впервые сульфат аммония применили в 2008 году. Введение в воду этого реагента помогает снизить дозу хлора более чем в 2,5 раза.
А то, что в электронных СМИ растиражировали некомпетентные блогеры — дескать, именно этот препарат нейтрализует стоки, сброшенные без очистки в Амур из-за аварийной ситуации на коллекторе, полный бред.
— Люди пишут, не понимая того, что тем самым сеют панику среди населения, — добавила главный технолог МУП «Водоканал» Елена Архипова. — При водоподготовке мы используем только те реагенты, которые разрешены Роспотребнадзором и имеют сертификат государственной регистрации. Сульфат аммония используется и применяется давно. И могу всех заверить, что вода в городскую сеть подается качественная, соответствующая всем санитарным нормам.
Чего не знают диванные блогеры
Далее процесс коагуляции с использованием специальных химических реагентов, и он также необходим для очистки воды.
— Его контролируют специальные насосы-дозаторы, которые оборудованы частотными приводами, и расходомеры, что позволяет осуществлять приготовление и дозирование коагулянтов в автоматическом режиме, — продолжила Елена Дунаевская. — В воде в это время образуются хлопья, оседающие вместе с загрязнителями в отстойниках,
Они четырехметровые по глубине, и вода через них медленно проходит следующую ступень очистки. Весь технологический процесс занимает более пяти часов. На каждом этапе осуществляется контроль. Его эффект достаточно высокий, и все показатели никогда не превышают норму.
— Введение в речную воду сульфата аммония и авария на коллекторе совершенно не связаны друг с другом, — подчеркивает Елена Архипова. — У него совсем другая задача. В 2007 году, когда вышли новые гигиенические нормативы по качеству воды, был ужесточен норматив по хлорорганическому соединению — хлороформу. В СанПиНе он нормируется как 200 микрограммов на литр, но в предельно допустимых нормах его нужно соблюдать 60 мг на литр. Для этого следовало применить новые реагенты, одним из которых и стал сульфат аммония. Он вводится до хлорирования, тем самым, связывает качества хлора и не позволяет вступать в соединение с органикой, чтобы не образовывался хлороформ. На тупиковых водопроводных участках хлор есть, но в таких концентрациях, которые обеспечивают обеззараживающий эффект. Введение хлораммонизации позволило сократить количество хлора в целом в 1,5—2 раза. Авария на коллекторе и сбросы, которые вынужденно приходится делать в реку, никаким образом не влияют на качество воды, поступающей в сеть.
Забор воды проводится с расстояния 500 м, это ближе к середине Амура, а сброс стоков осуществляется в Амурскую протоку, протекающую вдоль правого берега. Водозабор построен так, чтобы вода из Амурской протоки не попадала в него. Сбрасываемый объем канализационных стоков мизерный, разбавление идет в сотни раз. Влияния на качество воды в водозаборе он не оказывает, и это подтверждают результаты производственного контроля. Несмотря на то, что влияния нет, Роспотребнадзор дал поручение усилить лабораторное наблюдение за качеством воды по дополнительным показателям.
На завершающем этапе
— А это так называемые скорые фильтры, — показывает Елена Дунаевская на систему огромных металлических ячеек, где завершается очистка воды. — Их назвали так потому, что скорость фильтрации воды очень высокая. Здесь применяется гранодиаритовый песок местного Корфовского месторождения, его толщина около метра. Он не стирается, обладает прекрасными пропускными свойствами, хорошо работает на амурской воде, мы его меняем примерно раз в десять лет. Это как бы естественный фильтр, пройдя через который, ресурс собирается по системе дренажных труб и идет в резервуары чистой воды.
Этот цех построен недавно, и все процессы здесь автоматизированы. Каждый фильтр пропускает примерно около 500 куб. м воды в час. На выходе установлены расходомеры. И если посмотреть на датчики мутности, то видно, что вода в несколько десятков раз стала чище, чем это требуется по нормативным документам. Допускается 2,5 биометрических единицы мутности, на датчике цифра 0,03. Это говорит о том, что вода соответствует качеству.
Есть и еще один этап, способствующий обеззараживанию — ултрафиолетовое облучение (УФО). В этой установке сотни маленьких лампочек трудятся день и ночь, чтобы обезопасить воду, поступающую в сеть.
Все показатели на контроле
Химико-бактериологическая лаборатория, находящаяся на ГОСВ, после аварии на канализационном коллекторе трудится в очень напряженном ритме.
— Усилен контроль за качеством воды, в том числе по тем показателям, которые актуальны на сегодня, это аммиак и нитриты, — разъясняет руководитель лаборатории Ольга Лягушова. — Кратность взятия проб увеличена вдвое. Содержание предельно допустимой концентрации аммиака 1,5 мг на 1 л, у нас она 0,4—0,6 мг на 1 л — меньше предельно допустимого коэффициента. Это один из самых безопасных показателей. Каждый час проверяем содержание хлора, помогают в этой работе и автоматические анализаторы. Гарантируем, что вода соответствует СанПиН.
В лаборатории вода проверяется по 66 показателям, утвержденным Роспотребнадзором. Когда есть необходимость, программу разворачивают шире, до 100 и более показателей, в том числе по мутности, цвету, запаху, окисляемости, содержанию аммиака, остаточного хлора, металлов и т.д. Результаты анализа воды подтверждают, что никаких загрязнителей не выявлено, в сеть она идет чистая и качественная.