Если качественно изменить подходы
logo

Общество

Если качественно изменить подходы

Каждый уважающий себя город стремится к достижению, по крайней мере, двух фундамен­тальных целей.

мэр.jpg

Первая — это создание ком­фортной городской среды.

Вторая — обеспечение устой­чивого развития.

Для реализации этих целей нужна интегральная модель, которая бы гарантировала достой­ное существование как минимум нескольких поколений горожан.

И одна, и другая цели недости­жимы без четко прописанной стратегии городского развития. Со стороны администрации горо­да это вполне понятно. Но зачем этот документ населению?

Стратегия — это вектор разви­тия города, сформированный из наших желаний и выстроенный в четкий план в пространстве, вре­мени и финансах. Это наша общая цель — каким мы хотим видеть город? Или в каком городе мы хотели бы жить?

Формирование стратегии раз­вития — не просто прихоть мест­ных властей, а необходимость, закрепленная Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегиче­ском планировании в Российской Федерации».

Создание стратегии — это сложная, комплексная задача с огром­ным числом переменных. Здесь требуются серьезные научные, экспертные, информационно-аналитические, финансовые, вре­менные ресурсы.

С 2006 года администрация города Хабаровска трижды разрабатывала стратегии по техноло­гии привлечения консалтинговых организаций через конкурентные процедуры.

Система подобных взаимо­отношений заключается в том, что администрация города дела­ет заказ на разработку стратегии, разработчик его выполняет, насе­ление проявляет заинтересован­ность в практическом результате.

Но когда разработчик, выпол­нив свою работу, выходит из про­екта, цепочка рвется.

И к слабым сторонам такого подхода можно отнести исключе­ние научного потенциала из оцен­ки и влияния на результаты. Новые условия и экономические потребности требуют системной корректировки стратегии, а власть не может оперативно реагиро­вать на новые запросы.

К примеру, миссия ныне дей­ствующей в городе Хабаровске стратегии сейчас неактуальна. Город позиционировался как «административно-политический центр российского Дальнего Востока». Однако в 2018 году статус «столицы» ДФО перешел Влади­востоку. Кроме того, две из пяти главных целей муниципального развития сейчас не согласуются с целями региональной стратегии. А по закону должно быть полное соответствие.

В такой ситуации мы решили качественно изменить подходы к разработке стратегии и внедрить новый тренд: отказаться от услуг консалтинговых организаций, при­влекаемых для разработки стра­тегии, в пользу создания структу­ры, которая не уйдет после выпол­нения заказа, а будет работать на постоянной основе под контро­лем администрации. Такая роль от­водится Муниципальному агентству стратегического планирования.

Преимущества реализации этого проекта — это и системный подход, и непрерывность процес­са, и привлечение на постоянной основе лучших экспертов и уче­ных города, которые хорошо зна­ют местную специфику.

Такой проект дает возмож­ность исключить «шаблонный» подход, обеспечить правильную оценку результатов, а при необхо­димости оперативно корректиро­вать те или иные решения.

Все это крайне сложно сде­лать в случае со сторонними кон­салтинговыми организациями.

Финансирование агентства будет осуществляться в виде суб­сидий. Основанием для призна­ния работы эффективной станет оценка по ключевым показателям. Их перечень разрабатывается.

Особую актуальность созда­ние Муниципального агентства стратегического планирования приобрело с подписанием Указа Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфе­ре стратегического планирования в Российской Федерации».

В основу указа легли два базо­вых Федеральных закона: «О без­опасности» и «О стратегическом планировании».

То есть, ни много ни мало, но от качества стратегического пла­нирования зависит безопасность государства.

Президент подчеркивает, что для реа­лизации задач социально-эконо­мического развития Российской Федерации и обеспечения нацио­нальной безопасности необходимо повысить эффективность взаимодействия органов публич­ной власти в сфере стратегиче­ского планирования, его научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обес­печения.

мэр1.jpg

Одним из семи направлений государственной политики в сфе­ре стратегического планирования в указе № 633 является осу­ществление на системной основе научных исследований в этой сфере.

Создав Муниципальное агент­ство стратегического планирова­ния, мы сделали упреждающий шаг в этом направлении. Агентство зарегистрировано как научная организация. И одним из предме­тов его деятельности будут научно-прикладные исследования и раз­работки в области экономического развития муниципального образования.

Уверен, что команда Агентства будет полезна всем муниципали­тетам России не только для науч­но-технического обеспечения раз­работки муниципальных страте­гий, но и для развития межмуни­ципального сотрудничества.

Сергей КРАВЧУК, мэр города Хабаровска

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)