Общество
Каждый уважающий себя город стремится к достижению, по крайней мере, двух фундаментальных целей.
Первая — это создание комфортной городской среды.
Вторая — обеспечение устойчивого развития.
Для реализации этих целей нужна интегральная модель, которая бы гарантировала достойное существование как минимум нескольких поколений горожан.
И одна, и другая цели недостижимы без четко прописанной стратегии городского развития. Со стороны администрации города это вполне понятно. Но зачем этот документ населению?
Стратегия — это вектор развития города, сформированный из наших желаний и выстроенный в четкий план в пространстве, времени и финансах. Это наша общая цель — каким мы хотим видеть город? Или в каком городе мы хотели бы жить?
Формирование стратегии развития — не просто прихоть местных властей, а необходимость, закрепленная Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Создание стратегии — это сложная, комплексная задача с огромным числом переменных. Здесь требуются серьезные научные, экспертные, информационно-аналитические, финансовые, временные ресурсы.
С 2006 года администрация города Хабаровска трижды разрабатывала стратегии по технологии привлечения консалтинговых организаций через конкурентные процедуры.
Система подобных взаимоотношений заключается в том, что администрация города делает заказ на разработку стратегии, разработчик его выполняет, население проявляет заинтересованность в практическом результате.
Но когда разработчик, выполнив свою работу, выходит из проекта, цепочка рвется.
И к слабым сторонам такого подхода можно отнести исключение научного потенциала из оценки и влияния на результаты. Новые условия и экономические потребности требуют системной корректировки стратегии, а власть не может оперативно реагировать на новые запросы.
К примеру, миссия ныне действующей в городе Хабаровске стратегии сейчас неактуальна. Город позиционировался как «административно-политический центр российского Дальнего Востока». Однако в 2018 году статус «столицы» ДФО перешел Владивостоку. Кроме того, две из пяти главных целей муниципального развития сейчас не согласуются с целями региональной стратегии. А по закону должно быть полное соответствие.
В такой ситуации мы решили качественно изменить подходы к разработке стратегии и внедрить новый тренд: отказаться от услуг консалтинговых организаций, привлекаемых для разработки стратегии, в пользу создания структуры, которая не уйдет после выполнения заказа, а будет работать на постоянной основе под контролем администрации. Такая роль отводится Муниципальному агентству стратегического планирования.
Преимущества реализации этого проекта — это и системный подход, и непрерывность процесса, и привлечение на постоянной основе лучших экспертов и ученых города, которые хорошо знают местную специфику.
Такой проект дает возможность исключить «шаблонный» подход, обеспечить правильную оценку результатов, а при необходимости оперативно корректировать те или иные решения.
Все это крайне сложно сделать в случае со сторонними консалтинговыми организациями.
Финансирование агентства будет осуществляться в виде субсидий. Основанием для признания работы эффективной станет оценка по ключевым показателям. Их перечень разрабатывается.
Особую актуальность создание Муниципального агентства стратегического планирования приобрело с подписанием Указа Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».
В основу указа легли два базовых Федеральных закона: «О безопасности» и «О стратегическом планировании».
То есть, ни много ни мало, но от качества стратегического планирования зависит безопасность государства.
Президент подчеркивает, что для реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности необходимо повысить эффективность взаимодействия органов публичной власти в сфере стратегического планирования, его научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения.
Одним из семи направлений государственной политики в сфере стратегического планирования в указе № 633 является осуществление на системной основе научных исследований в этой сфере.
Создав Муниципальное агентство стратегического планирования, мы сделали упреждающий шаг в этом направлении. Агентство зарегистрировано как научная организация. И одним из предметов его деятельности будут научно-прикладные исследования и разработки в области экономического развития муниципального образования.
Уверен, что команда Агентства будет полезна всем муниципалитетам России не только для научно-технического обеспечения разработки муниципальных стратегий, но и для развития межмуниципального сотрудничества.
Сергей КРАВЧУК, мэр города Хабаровска