Есть такая профессия
logo

Общество

Есть такая профессия

Виктория ПЯТКОВА, фото из архива кинопроекта «Планета Тайга»

Дремучая тайга, до цивилизации — сотни километров (и никаких дорог, только тропы), стаи комаров (да таких, что городским только в кошмарах приснятся), из средств связи — видавшие виды советские рации. Нет, это не описание нового телепроекта о выживании. А вполне обычная жизнь последних оленеводов на севере Хабаровского края.

Задача со звездочкой

Да, все верно, они здесь добровольно. И очень счастливы. В этом лично убедились участники киноэкспедиции «Планета Тайга».

Ребята занимаются производством документальных фильмов о природе и культуре нашего края уже более двенадцати лет. Они сняли около сорока лент о самых интересных уголках региона: Татарском проливе, хребтах Джугджур, Баджал, Сунтар-Хаята, знакомили зрителей с историей золотодобычи, легендами коренных народов… Всего не перечислишь. А этим летом вернулись из Охотского района, куда давно хотели отправиться.

— Честно говоря, это не первое наше знакомство с ним, — рассказывает руководитель кинопроекта «Планета Тайга», член Российского географического общества Виктор Решетников. — Около трех лет назад мы слегка «зацепили» тему нынешнего фильма, когда спускались с высочайшей вершины нашего края — горы Берилл (2 934 м), которая находится на границе Хабаровского края и Якутии. Там мы встретили оленеводов Охотского района. Беглого разговора хватило, чтобы понять, что сюда просто необходимо вернуться и снять полноценный фильм об этих уникальных людях.

Добраться до Охотского района — задача со звездочкой. А до отдельных его территорий, по которым кочуют стойбища оленеводов, как минимум с тремя звездочками. Большими и жирными.

— Туда можно только долететь, никаких дорог там нет, — отмечает Виктор. — Кроме того, все очень сильно зависит от погоды: можно несколько недель ждать подходящей.

(Не)званые гости

Киноделам повезло: вертолет забросил группу, состоящую из двух человек (вторая — туристка и член РГО Евгения Ганжа), на стойбище «Кело» без особых проблем. И тут началось самое интересное: их не ждали.

— А что делать: связи-то у них нет, позвонить и сказать: «Ребята, мы к вам с камерами летим» возможности не было, — смеется Виктор. — Вот и пришлось незваными гостями побыть. Первые пару минут на нас смотрели, мягко говоря, настороженно: а вдруг мы с проверкой к ним или еще что.

По словам героя, местные приняли их не сразу. Серьезного негатива киноделы не встретили, но входить в доверие пришлось: все-таки оленеводы живут практически автономно, гостей не видят, с «большой земли» вертолет бывает тут, как правило, не чаще двух раз в год — и то либо для ветеринарных целей (считать поголовье, ставить прививки), либо для хозяйственных.

— Именно поэтому мы определили на экспедицию три недели. Снять контент можно и за три дня, конечно. А вот стать хотя бы немножко своими, разделить с этими людьми их быт, прочувствовать атмосферу, приобщиться к культуре, проникнуться житейской философией — на это нужно время.

Чтобы не пропустить премьеру фильма, советуем подписаться на телеграм-канал «Планета Тайга».
Трудности перевода

Оленеводы 4.jpg

Особенно непросто, отмечает Виктор, разговорить местных жителей. Проблема не только в том, что они — люди природы и практически отшельники, которые говорят либо по делу, либо никак. Тут замешан и языковой барьер.

— Они эвены и, хотя и хорошо знают русский язык, все же говорят на нем весьма своеобразно, ведь большую часть времени общаются только между собой на эвенском. Но ничего, мы все же довольно быстро выстроили с ними коммуникацию: наверное, сыграло роль то, что мы заядлые (и даже профессиональные) туристы, а значит, люди, близкие к природе, нам можно доверять.

Описывая местных, Виктор несколько раз употребляет слово «уникальные». Иначе сказать про этих людей нельзя: они сохранили многовековой уклад в почти первозданном виде, а минимальные контакты с цивилизацией почти никак не отразились на их образе жизни.

— Для них наши тяжелые туристические рюкзаки — просто повседневная ноша. То, что даже для нас, закаленных туристов, кажется трудной задачей — их жизнь. Это люди тайги, они в ней родились, выросли. И, несмотря на то, что какое-то время провели в цивилизации (как минимум учились в школе), все равно сюда вернулись. Они до сих пор сами шьют себе зимнюю одежду из меха и кожи, живут в элбэмах (жилище вроде чума), а из техники у них — только старые советские рации и солнечные батареи, чтобы их подзаряжать. Тут нет электричества, связи. Но есть нечто большее, что словами вряд ли опишешь. На нас большое впечатление произвела встреча со старейшиной общины стойбища «Малтан» Марией Афанасьевной Даниловой, которая, несмотря на почтенный возраст, держит на своих плечах все хозяйство, успевает присматривать за оленями и давать ценные советы молодым пастухам. С виду — хрупкая бабушка, говорит тихим спокойным голосом. А рассказывает совершенно невероятные вещи! Если что случится, она может запросто запрячь оленей и отправиться в практически месячное путешествие по тайге. Одна, без мужчин. Вот о таких людях нужно говорить, показывать их всем. Жители нашего края должны знать, что есть еще такая профессия — оленевод. Ее представителей в Хабаровском крае осталось всего около шестидесяти. И каждый из них достоин отдельного рассказа. Приглашаем всех познакомиться с культурой и бытом этих потрясающих людей (и, конечно, великолепными видами севера нашего региона), посмотрев наш фильм. Премьера планируется зимой — весной 2026 года.

 

Врезка:

Ч

 

Врезка:

«Хабаровск гордится тем, что является столицей такого удивительного, красивейшего субъекта Российской Федерации. Наш регион богат природными ресурсами, но самую большую ценность представляют не они, а люди, живущие в Хабаровском крае», — отметил ранее мэр Хабаровска Сергей Кравчук.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)