Героический полёт «Жука»
logo

Общество

Героический полёт «Жука»

Ольга ГРЕБЕНЮК, фото из архива старшего сержанта Руслана ЖУКОВА

Награда находит своего героя порой далеко не сразу. Командир танка старший сержант Руслан Жуков, выйдя из боя на угледарском направлении в сентябре 2022 года, практически сразу узнал о том, что после неравной схватки с противником весь его экипаж представлен к ордену Мужества. Пока награда шла к своим героям, старший сержант узнал и о том, что его друзья и бывшие члены экипажа три месяца спустя будут повторно удостоены той же награды (посмертно). С тех пор старший сержант Руслан Жуков живёт за троих – за себя и двух своих однополчан. 

Танк – это вам не велосипед 

До призыва на службу у сибиряка Руслана Жукова была вполне мирная специальность – пекарь. Молодой человек даже и не предполагал, что буквально через несколько месяцев ему волею судьбы предстоит поменять приобретённую профессию на чисто мужскую. Впрочем, навыки, приобретённые в общепите, ему чуть позже пригодились и в боевых условиях.

Омск – Хабаровск – по такому маршруту проследовал призывник Жуков в 2013 году. И даже немного дальше, в танковый полк ОУЦ, что на дальних километрах. С тех пор за 12 лет службы место дислокации у Руслана не менялось, за исключением одной длительной командировки, о которой чуть позже.

– На Дальний Восток я отправился с большим желанием, – не скрывает старший сержант. – Очень хотелось пожить самостоятельно. С матерью перед отъездом посоветовался. Она подумала и одобрила: «Езжай, сынок. Силы и возможности свои проверишь. Ты ведь пекарь неплохой».

Заключительные слова родного человека вызвали у парня лишь улыбку.

И всё же до последнего момента он не исключал возможности поближе к кухне находиться, то есть проходить службу по специальности. Но, став курсантом танкового полка, молодой человек с надеждой распрощался.

– Удивительное дело, – размышляет Руслан. – До армии я с техникой вообще не был близко знаком. Автомобиль, мотоцикл не водил, трактористом из сельской местности не был. По родному Омску на велосипеде раскатывал. Потому немало себе удивлялся, осваивая специальность механика-водителя с относительной лёгкостью и даже с желанием. Неужели это моё? В воинской части опытные командиры давали основательную практику по вождению боевой машины. Одни только выходы в поля чего стоили! Управляешь танком, чувствуешь его мощь и силу, а ведь ты этого ревущего зверя укрощаешь. Притом невольно осознаёшь, что танк – это вам точно не велосипед. Вот тогда я и дозрел окончательно.

Год пролетел незаметно, все однополчане мечтали о доме, встрече с родителями, любимыми девушками, друзьями. Когда командир роты майор Алексей Соломин завёл разговор о контрактной службе, на предложение откликнулся только Руслан Жуков. Это и стало точкой отсчёта в его профессиональной армейской биографии. 

Т-72 меняет пушку 

К плановым стрельбам на директрисе, учениям и марш-броскам наш герой привык. Потому, отправляясь в зону боевых действий летом 2022 года, не без основания считал себя уже спецом. Там, за ленточкой, Руслану задали всего лишь один вопрос: разбирается ли он в технике? После утвердительного ответа его сразу поставили командиром танка.

– Реальную опасность мы, новички, почувствовали тогда, когда начался обстрел со стороны противника, – вспоминает он. – Особенно тогда, когда по нам заработали миномёты. И мы поняли, что это не учения, а боевые действия. К обстановке привыкали быстро. Во время обстрела укрывались в лесных массивах, лесополосе, меняли места дислокации, маскировались под ветками. Наносили сами сокрушительные удары, выводя из строя живую силу и технику противника. Остро чувствовали одно – либо он тебя, либо ты его. И ещё отчётливо понимали, что успех в целом в экстремальных условиях зависит от каждого члена экипажа. Командир танка должен правильно оценить ситуацию, механик-водитель – вовремя сманеврировать, наводчик – поразить цель. В этом и заключается смысл настоящего боевого братства.

Своё боевое мастерство танкистам-дальневосточникам до-велось оттачивать на угледарском направлении. Они все трое однажды поверили в спасительную чудотворную силу Всевышнего. Тогда экипаж старшего сержанта Жукова выполнял задачу по «выкуриванию» противника из лесополосы. Враг не скоро, но наших ребят отследил, скорее всего, с помощь дрона, которых тогда было ещё наперечёт. По боевой машине противник ударил из ПТУРа. Снаряд неожиданно срикошетил от пушки. Тряхнуло здорово, но все остались живы, без ранений. Мало того, успели вовремя развернуться и исчезнуть с прожжённой пушкой. Её техники на ремонтном пункте спешно заменили на новую. 

В чём правда, брат? 

Другое боевое задание старший сержант Жуков будет помнить всю жизнь. И не только потому, что героические действия танкистов-хабаровчан были отмечены высокой наградой. Наступление шло на том же угледарском направлении. Они продвигались вдоль лесополосы в районе села Владимировка. Надо было проехать около километра, проделать противоминными тралами проход. Напротив опорного пункта противника правый трал не сработал, танк наехал на мину. Гусеница слетела. Танк был обездвижен.

– Мы оказались неподвижной мишенью, – заново переживая тот неравный бой, вспоминает мой собеседник. – Стали с места стрелять по противнику. Те кидали гранаты из окопов, потом начался миномётный обстрел. Минут двадцать так просидели в ожидании, когда пехота зачистит блиндаж противника. Позади нас находился ещё танк прикрытия. Эта подстраховка сыграла немаловажную роль – вражеская пехота не могла подобраться близко. Экипаж в составе наводчика сержанта Володи Дружинина, механика-водителя старшины Славы Вингера и меня держался стойко. Находясь, как в ловушке, в 15 метрах от врага, мы не паниковали, не вопили, точно зная, что нас обязательно спасут. Когда пехота всё же выбила противника из блиндажа, нам дали команду эвакуироваться. Мы спешно перепрыгнули на соседнюю боевую машину, несмотря на миномётный обстрел. Один осколок всё же попал Славке в ногу, но он молодец. В медсанбате ему рану перебинтовали, и мой механик-водитель снова встал в строй. Нас после того случая в расположении роты чуть на руках не носили. Все радовались, что мы вернулись живыми. А вот технику свою потеряли. Убыв в укрытие к месту дислокации, чуть позже узнали, что нам здорово повезло. Артиллерией противника наш израненный Т-72 всё же был подорван. Жалко было боевую машину, как что-то живое и родное. Ведь танк защитил нас своей крепкой бронёй от осколков, гранат и пуль. Тогда же стало известно, что наш экипаж будет представлен к ордену Мужества.

Мне этот бой снится частенько, потому что он оставил свой след в памяти на всю жизнь. А как мы благодарили тогда наших спасителей пехотинцев! Они не укрывались за бронёй без надобности, не прятались во время боя в укрытиях. В этом, видимо, и заключается наша российская правда и сила – в едином чувстве боевого братства.

После этих событий командира с его экипажем разлучили. К слову, за 10 месяцев командировки воин с позывным «Жук» успел доказать своей роте, что очень даже неплохо готовит. У Владимира и Славы на тот момент был уже другой командир. А спустя три месяца стало известно, что его два друга погибли в бою в другой лесополосе. Они вновь были награждены орденами Мужества. На этот раз посмертно.

– Я часто их вспоминаю и, как в песне, живу за них, ради них и, конечно же, ради своей любимой жены Юли и годовалого сынишки Даньки, – признаётся Руслан. – Сейчас я назначен командиром отделения охранной сигнализации. Хочу проверить свои возможности и здесь. Армейская служба, с которой я крепко связал свою судьбу, продолжается. Как и наша неспокойная жизнь, в которой всегда есть место подвигу.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)