Гражданское общество. Про добро и инвалидность
logo

Общество

Гражданское общество. Про добро и инвалидность

Нина ЖИГУНОВА, фото автора

Необычное домашнее задание получили четвероклассники гимназии № 6, но оно их не удивило, потому что и сам урок в этот день был необычный.

Урок добра в гимназии провели представители Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС», и говорили они не о правилах правописания и вычисления, а о правилах отношения к другим людям, не таким, как ты.

— Опыт проведения уроков добра у нас уже был, — рассказала руководитель организации Вера Переверзева. — И вот мы опять вернулись к этой форме создания толерантного общества. Дети — они как губки, впитывают знания. И во взрослую жизнь пойдут с тем, чему их сейчас научат. Мы учим быть отзывчивыми, внимательными, откликаться на просьбы других.

Беседа о важном

Первый урок в рамках проекта для учеников 4 «А» класса провели тренер Геннадий Трифонов и Елена Переверзева, которая еще в детстве потеряла слух, но смогла стать сурдопереводчиком, освоив не только жестовый язык, но и научившись говорить.

Начиная занятие, как и заведено в школе, Елена поздоровалась с ребятами, но используя жестовый язык, а Геннадий, который тоже им владеет, поинтересовался у детей, почему они не поняли, что она сказала. Так завязалась интересная беседа, и четвероклашки охотно включились, поделившись своим пониманием слова «добро». В итоге они сошлись во мнении, что это когда ты помогаешь, делаешь что-то хорошее, что приятно не только тебе, но и другим, сообща решив, что добру можно и нужно учиться. А вот слово «инвалид» вызвало у них некоторое смущение, потому что большинство считают его обидным. И лишь одна девочка заметила, что все зависит от того, как его применить. Ее поддержал Геннадий, отметив, что обидно оно звучит, если делать акцент на том, чего не умеет человек с инвалидностью.

Затем дети вместе с тренером выясняли, легко ли живется людям, которые в силу разных причин (такой родился, получил травму, заболел и прочее) не могут делать того, что нам кажется простыми. Сначала Геннадий предложил школьникам написать свое имя сперва правой рукой, а потом левой (левшам наоборот), и оказалось, что второй вариант намного хуже первого. Хотя дети философски заметили, что это сначала трудно, а потом можно научиться. Далее он попросил их надеть верхнюю одежду, используя только одну руку, и для большинства это задание оказалось невыполнимым. Одноклассники улыбались, наблюдая за происходящим, и лишь, когда Геннадий спросил, почему у ребят не выходит и что надо сделать, чтобы получилось, они сказали: «Помочь!» и дружно поспешили на помощь. Так все вместе пришли к пониманию того, что помогать — хорошо, но делать это надо правильно.

Не стесняйтесь помогать

Как? Это дети усвоили, выполняя следующее задание: шесть ребят с повязками на глазах оказались беспомощными, и шесть одноклассников вызвались на время стать их поводырями, а точнее проводниками. После и первые и вторые, поделились впечатлениями и вместе выработали алгоритм правильной помощи.

— Если вы видите, что человек нуждается в помощи, не надо стесняться, но прежде его обязательно нужно спросить, и только потом помогать, — резюмировал Геннадий.

После они еще поговорили о том, какие формы инвалидности существуют, и в финале вновь вернулись к людям, которые не слышат, и по этой причине большинство из них не умеют и говорить в привычном для нас понимании, но зато они владеют жестовой речью. В подарок каждый ученик получил карточку с ручной дактильной азбукой, которую тут же начали учить.

Понятный непонятный язык

Елена Переверзева показывала ребятам буквы, а они старательно складывали пальцы и сжимали ладошки, повторяя ее движения. Потом в качестве тренировки даже показали несколько имен своих одноклассников, заметив, что знание языка жестов может пригодиться в жизни — например, когда хочешь объясниться в любви, но стесняешься сказать.

Дома им предстоит разучить на языке глухих собственное имя и уже через неделю на следующем уроке добра представиться, используя дактильную азбуку. А прощаясь с необычными учителями, они на языке жестов поблагодарили их, повторив фразу «Мы вас любим».

— Я всегда говорю, что русский язык и математику можно наверстать, позанимавшись дополнительно, а вот восполнить пробел в воспитании сложнее, — поделилась учитель 4 «А» класса Наталья Компанеец. — И свою главную задачу вижу в том, чтобы научить ребенка добру. Мы всем классом участвуем в аукционах добра и благотворительных акциях, которые проходят в школе. Постоянно ведем на уроках разговоры о людях с особенностями. Я учу их быть терпимыми, понимающими, уметь сочувствовать и всегда приходить на помощь. И сегодня вижу, что мои старания не прошли даром. Такие уроки, как тот, что состоялся сегодня, детям необходимы, будем с нетерпением ждать следующей встречи. Спасибо!

Ребята тоже искренне благодарили гостей и продолжали задавать вопросы, даже когда урок закончился.

Наталья Скалозуб, директор гимназии № 6:

— Считаю, что уроки добра — это пропаганда толерантного отношения к людям с инвалидностью. С детьми обязательно надо говорить об этом. Среди нас много таких людей, и гимназисты должны знать, как вести себя при встрече с ними. Работая в школе № 68, я курировала инклюзивное направление и, возглавив гимназию, решила и здесь продолжить эту работу, поэтому с радостью приняла предложение общественников провести у нас цикл уроков добра.

Проект Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» «Уроки добра» вошел в число победителей конкурса муниципальных грантов. Сумма поддержки составила 355 342 руб.