Общество
Самоходная артиллерия более подвижна, чем буксируемые орудия. Поэтому использование САУ позволяет командованию применять неожиданные для противника тактические решения и наносить ему больший урон с меньшими затратами. Чтобы реализовать преимущества сорокатонной гусеничной машины и добиться от неё максимальной отдачи в любой ситуации, механик-водитель «Мсты-С» мотострелковой бригады из Приморья группировки войск «Восток» с позывным «Марабу» старается буквально чувствовать вверенную ему гаубицу, определяя на слух возможные неполадки в работе двигателя.
Рычаги управления
– Машину надо любить, – уверен Марабу. – Завёл её, и уже по звуку сразу всё понимаю, как аппарат работает, как себя машина ведёт. И по тому, как она начинает движение, как разворачивается, я чувствую, всё ли с ней в порядке.
Особенно ценит мехвод проходимость САУ 2С19 «Мста-С». Заезд на огневые позиции в любое время года проходит спокойно, самоходка в грязи не застревает. Помогает реализовать ходовые качества этой машины мощный двигатель: лошадиных сил более чем достаточно для выполнения стоящих перед экипажем задач.
Система управления «саушкой», по словам Марабу, для механика-водителя крайне удобна и доступна для освоения людям с любым уровнем образования.
– На гусеничной технике я давно езжу. Освоил разные типы танков, и «Мстой» мне управлять очень нравится. Тут, можно так сказать, база «семьдесятдвойки», но есть некоторые элементы и от «восьмидесятки». И в управлении она настолько проста, что я могу научить любого правильно на ней ездить, – рассказывает Марабу.
Несмотря на схожесть обязанностей механиков-водителей танка и САУ, отличия всё же имеются. Мехвод в самоходной артиллерии по прибытии на огневую позицию выполняет задачи заряжающего, который подаёт снаряды с грунта.
Любимая САУ
Ход выполнения экипажами подразделения Марабу поставленных боевых задач контролирует командир батареи с позывным «Иртыш».
– Когда я вижу, наблюдая за стрельбой своих орудий в режиме реального времени, что цель поражена, меня гордость берёт, что помогли своей пехоте, – делится чувствами Иртыш. – А если что-то у парней не получается, я принимаю меры, что-то подсказываю, что-то «доворачиваю».
В батарее Иртыша используются различные САУ. Кроме «Мсты», в этом подразделении есть «Акации», «Гвоздики» и другие орудия. Офицер точно знает их сильные стороны и род задач, на которых каждая из них сможет реализовать заложенный конструкторами потенциал.
– Если взять гаубицу 2С1 «Гвоздику», то у неё относительно небольшая дальность стрельбы, но хорошая точность. Её обычно используем для поражения пехоты на открытых участках местности, каких-то движущихся целей. А вот «Акацию» и «Мсту» мы стараемся применять, когда нужно разрушить укреплённую цель: блиндажи, ДОТы, ДЗОТы, и так далее. Калибр 152-мм позволяет это делать уверенно. Лично мне «Мста» больше других нравится. Потому что у «девятнашки» есть всё: и точность, и дальность, и мощность, – завершает сравнительную экспресс-характеристику Иртыш.
Боевая учёба
Недавно в батарею Иртыша поступила новая «Мста». Проблем с обучением экипажа не было: в подразделении действует отлаженная система боевой подготовки. Кроме того, отличий в эксплуатации имеющихся самоходок немного.
– 2С19 она современнее, у неё больше электроники, – говорит командир. – Но ребята, которые работали на других гаубицах, быстро всё схватывают. С вновь прибывшими тоже проблем нет. Со всеми сразу общаюсь лично, определяю, у кого какой склад ума, кто к чему тяготеет. Если человек разбирается в математике, значит, наводчик. Если трактор водил раньше, считай, готовый мехвод.
Первоначальные навыки у новых воинов этой батареи формируются за неделю. Примерно через месяц приходит опыт – условия на ЛБС максимально способствуют быстрому и глубокому усвоению военной науки. Особые требования Иртыш предъявляет к командирам орудий.
– Сейчас у меня в батарее почти все командиры – это те, кто прежде служил механиком, наводчиком, в общем, прошёл все ступени. То есть это такие люди, которые не просто обладают нужными морально-волевыми качествами, но и хорошо понимают, как должен работать экипаж боевой машины.