Общество
Только в Хабаровске можно проехать по улицам в музейном экспонате.
Раритетные трамваи Рижского вагоностроительного завода (РВЗ) на первый взгляд могут показаться пережитком прошлого, некомфортным и шумным транспортом, но на самом деле поездка в нем — это настоящая историческая экскурсия.
Старички дадут фору
— Ветераны и старейшие работники предприятия вспоминают, как в 1980-е годы на улицы Хабаровска впервые вышли эти новенькие оранжево-желтые вагоны и казались пассажирам очень удобными по сравнению с МТВ-82 (1956 года выпуска), — рассказал начальник трамвайного депо МУП «ГЭТ» Павел Березовский. — Сейчас мы не только поддерживаем в исправном техническом состоянии механическую часть машин РВЗ, но и приводим в порядок салоны, подкрашиваем их снаружи.
Уникальных «рижан» на регулярных перевозках теперь можно увидеть только в Хабаровске (в Кемеровской области их аналоги используются в качестве спецвагонов). В других городах они выставляются исключительно как музейные экспонаты.
— Но еще не так давно, в 2007 году, когда я только устроился в трамвайное депо слесарем, в Хабаровске было около 30 трамваев РВЗ, — вспоминает Павел Анатольевич. — Они выходили на все маршруты, но постепенно количество старых машин сокращалось, и в итоге в строю осталось всего шесть.
В данный момент старички ежедневно выпускаются на направление № 2: от железнодорожного вокзала до остановки «Рубероидный завод».
— Только они, имея дуговые токоприемники старого образца, способны без проблем проезжать по участкам, где контактную сеть еще не обновили, и она может дать сбой, — объясняет начальник депо. — Оборудование новой машины (полупантограф), устроенной по другому принципу, в этом случае попросту ломается.
Так что «рижане» хоть в чем-то еще дают фору современным вагонам, оборудованным кондиционерами и бортовыми компьютерами.
Техника полезная и душевная
Как отмечают специалисты, ремонтировать и обслуживать раритетную технику, которая еще на ходу, помогают собратья, ушедшие на покой.
— Ставим на работающие двигатели запчасти от законсервированных машин: подшипники, кулачки, валы и другие детали, — отметил слесарь трамвайного депо МУП «ГЭТ» Константин Анисимов. — Какие-то комплектующие приходится ремонтировать, подключая Кулибиных: что-то подпаять, подкрутить, наплавить или наточить, особенно это касается самой старой техники — трамвая МТВ-82, который у нас также еще ходит, но уже используется как спецвагон только на обслуживании контактной сети.
Техника, ставшая транспортным антиквариатом, выглядит как настоящая рабочая лошадка: внутри стоят ящики с инструментами и оборудована конструкция, похожая на печку-буржуйку.
— Это часть подъемного механизма, при помощи которого аварийщики и ремонтируют контактную сеть, — объяснил начальник депо. — А вообще, такая машина самая простая в управлении, так как оно осуществляется только при помощи контроллера водителя и не имеет сложного электрооборудования. Запчасти на МТВ теперь не купишь нигде в стране и в мире, поэтому очень бережно эксплуатируем то, что имеется, вовремя проводим техосмотры и профилактические ремонты.
Этим всегда с удовольствием занимается Константин Анисимов, пока нет работы в заготовительном цехе, где закреплен молодой человек.
— У меня папа и мама — водители трамвая, так что интерес к такой технике с детства, — объяснил свое увлечение слесарь. — Люблю возиться с кузовной частью «рижан»: подварить лист металла, заменить стекло, подновить краску. Так приятно потом видеть, когда эти душевные вагончики снова стучат по рельсам, проезжая по городу.