Общество
Превратить роспись фасада в большой общественный проект с участием более чем сотни хабаровчан? Если есть прогрессивный заказчик и неравнодушная художница, то все получится!
Музыканты, архитекторы, писатели, визажисты и другие творческие люди на этот раз стекаются в бар «Вторник» не для того, чтобы повеселиться на концерте. На третьем этаже большой рабочий стол с ножницами и листами. «Креатив + образование = ?» — написано на каждом. Вокруг залежи журналов, газет, скрап-бумаги, цветочной сетки и лоскутков...
Это очередная мастерская «Коллаж-движ», которые вот уже несколько лет проводит Яна Джан-Ша. Теперь ее любимая практика напрямую повлияет на облик города. Идеи из вырезок участников украсят здание нового полигона креативных компетенций, который краевой институт развития образования (ХК ИРО) откроет на ул. Советской, 24. Если коротко, то уже через год его стены должны стать «произведением искусства, отражающим дух города и его жителей».
— Можете брать со столов что угодно, — Яна настраивает гостей на творческий процесс. — Только, пожалуйста, оставьте место для комментария: обязательно напишите, что вы имели в виду. Потом мы отсканируем ваши коллажи и проанализируем смыслы.
Участники с энтузиазмом берутся за дело.
Конечно, котики!
Я решаю начать работу с ассоциаций к слову «креативность». «Полет» — тут же выдает мозг. Не слишком оригинально, но надо же с чего-то стартовать. Тут же на глаза попадается фото с куском неба, к нему добавляются несколько снимков девушки с весьма подходящими синими волосами и сиренево-голубой кристалл из ювелирного журнала. Дальше — больше: парочка небоскребов, половинка циферблата модных часов с компасом, соломенная паутинка и кусочек сетки с переливающимися стразами — все это непременно понадобится для воплощения концепции.
Какой такой концепции? Она пришла в голову в процессе. Креативность — это конструирование себя и собственного мира (девушка и кристалл), выбор направления (компас), нетворкинг и создание социальных связей (паутинка), а еще творчество защищает нашу личность (на девушку я надела маску из блистающей сетки). По-моему, красиво и логично…
Но, оглядевшись, понимаю, что окружающие явно опережают меня по масштабам фантазии. У молодого человека напротив весь лист занят окнами (возможностей), у графика и музыканта Яны Костиной из футуристичной конструкции бьют лучи (успеха), у художницы Вероники Советской из чьей-то головы возникают город и Джоконда с повязкой на глазу, а у владельца архитектурного бюро Александра Крылова и вовсе суровые строители любуются группой ластоногих.
— Потому что даже такие серьезные мужчины знают, что спасет мир, — объясняет он. — Конечно, котики!
В данном случае морские, но посыл ясен.
Склеил будущее
Самый младший участник коллаж-движа, 10-летний Ярик, предъявляет публике портрет робота с глазами-кнопками.
— Сначала я не знал, что делаю, а потом понял, что у меня получилось склеить будущее, — честно и непосредственно признается Ярослав. — Это робот-помощник, он будет приходить к вам, когда нужно. Но сначала отправит сообщение!
Звучит как веселое сумасшествие, не правда ли? Не торопитесь с выводами: теперь начинается работа Яны.
— Я уже выделяю для себя интересные образы, — рассказывает она. — Например, у Софы, визажистки, в коллаже есть девочка, ведущая коня, на котором сидит мужчина. Мне кажется важной такая метафора: образование — это не когда мы спускаем какие-то знания сверху, а когда прислушиваемся к тем, кому должны их передать. Ольга, психолог, приклеила взрослому мужчине детские глаза — тоже яркий образ. Что я взяла от остальных: детские каракули, взаимодействие с объемными формами и абстрактные полигональные формы, символизирующие многогранность.
От нашей мастерской в электронной копилке Яны остается 19 отсканированных работ, от предыдущей, с сотрудниками ХК ИРО, есть еще 30.
— Разница, конечно, видна, — отмечает она. — Представители творческих профессий более раскрепощены и игривы, вовсю используют мемы и небанальные метафоры. У педагогов более формальный подход с акцентом на престиж. Одна из участниц вообще все обклеила сертификатами и документами, сказав, что именно это важно. Но и здесь читается интерес к жизни, любовь к людям и стремление им помогать.
По ее словам, из этой группы ей больше всего запомнился коллаж ректора ХК ИРО Евгения Гузмана. Главной героиней работы стала… Ольга Бузова.
— Он объяснил свой выбор так: каждый хочет стать для себя главной звездой, а у Ольги это получилось в разных проявлениях. Кроме того, новый полигон должен стать таким местом, где у человека есть право на ошибку и безопасная принимающая среда, чтобы исправить ее и пойти дальше.
Художник и диалог
Впереди третий «фасадный» «Коллаж-движ» — со школьниками. На открытии полигона в конце августа она представит эскиз росписи, а затем начнется подготовка здания и согласование изображений с администрацией Хабаровска.
— Преобразиться фасад должен следующей весной, — обещает художница. — Мне хочется позвать ту же команду, с которой мы расписывали стены Гродековского музея, и еще кого-то из граффитистов старой школы, умеющих работать в реализме. Люблю, когда у меня есть соавторы. Поэтому и горожан пригласила ими стать — считаю, что им нужно больше пространства для самовыражения. А еще это часть моего искусства: думаю, художник не должен быть эдаким чудаком, закрытым в своей мастерской. Он должен вести диалог.