Общество
Премьера музыкальной комедии «Сватовство гусара» открыла новый сезон в Хабаровском музыкальном театре. Корреспондент «Хабаровский вестей» побывал на спектакле и проник за кулисы.
Но для начала я заняла место в зрительном зале. Зрителей на премьеру собрала малая сцена ХМТ. В отличие от большой здесь царит атмосфера единения артистов со зрителями. И вот погас свет, и началось действие. На подмостках появились гусары в мундирах и дамы в воздушных платьях. Наряды не отличить от оригинальных костюмов XIX века, настолько точно в них выполнена каждая деталь. И в этом заслуга мастериц пошивочного цеха театра.
Под контролем у швей
— Чтобы придать легкости главной героине — дочери ростовщика Елизавете Лоскутковой и ее подругам, мы использовали фатин, — рассказала швея ХМТ Ольга Муравьева. — Лиф и юбки накрывались двойным слоем этой ткани. Пошив платьев занял у нас три недели. Это очень кропотливая работа с множеством рюш, бантов и других декоративных элементов. У каждой актрисы было две примерки, после которых мы подгоняли изделия под фигуры.
Кстати, для того, чтобы мастер мог правильно отмерить длину сценического наряда, актрисе нужно взобраться на стол в обуви к будущему образу. Этому негласному правилу следуют все служительницы Мельпомены.
Изготовить костюмы для мужчин тоже задача не из легких, ведь, по сюжету, главный герой Иван Налимов и его друзья меняют гусарские мундиры сначала на охотничьи костюмы, а затем на черкески.
— Самое сложное — подогнать нагрудные кармашки под размер газырей. Нужно сделать так, чтобы они не выпали во время спектакля, — отметила мастер швейного цеха ХМТ Валерия Новикова. — Во время спектакля поймала себя на том, что больше смотрю как на актерах сидят костюмы, все ли в порядке, не порвались ли ткань, декоративные элементы. Лишь когда удостоверилась, что все хорошо, смогла вовлечься в сюжет повествования.
Полное погружение
В одной из сцен гусару Ивану Налимову не хватает ста рублей, чтобы заплатить выкуп за возлюбленную ее отцу — ростовщику Потапу Ивановичу Лоскуткову. Он решил собрать недостающую сумму у зрителей и начал ходить с кивером по залу. Публика с удовольствием откликнулась и скинула деньги в головной убор.
— Для этого сюжетного хода мы вместе с художниками придумали специальную купюру с символикой постановки и вложили ее в программки, — поделился режиссер Дмитрий Злобин. — Но те зрители, которые не знали об этой задумке, клали настоящие деньги. В целом этот спектакль получился у нас довольно интерактивным. В процессе создания сценария постановочной группе пришла в головы идея, чтобы исполнитель роли Потапа Лоскуткова Дмитрий Олейник в самом начале пьесы вытаскивал из зала случайную зрительницу и кружил ее в танце под музыку. Эта находка получила отклик у публики, поэтому мы будем использовать ее и в последующих показах.
Сюжет водевиля разворачивается на фоне нарисованных декораций в стиле классицизм. В зависимости от замысла эти лаконичные конструкции то становятся комнатой Лизоньки Лоскутковой, то трансформируются в конюшню или сад возле дома ростовщика и его дочери.
Упор на минимализм
— На создание декораций ушло около месяца, — рассказала художник-постановщик спектакля Светлана Литвищенко. — В начале я разработала и предложила режиссеру несколько вариантов эскизов. Он остановился на классицистических, как более лаконичных и отражающих дух эпохи. После этого столярный и бутафорский цеха приступили к их изготовлению. Мне же оставалось только расписать акрилом и прорисовать кисточкой мелкие детали. Это заняло неделю. Размер сцены не позволяет размещать большие монументальные декорации, поэтому сделала упор на трансформирующиеся конструкции, которые легко перестраиваются по ходу пьесы, в зависимости от замысла. Так, спальня одним движением створки становится шкафом, а он, в свою очередь, легко превращается в фасад дома. Цветовое решение тоже выбрано неслучайно. Остановилась на сочетании черного и белого, чтобы при необходимости осветители могли при помощи прожекторов сделать акцент на том или ином элементе.
Малая сцена стала испытанием на профессионализм не только для художников и декораторов, но и самих артистов.
— Сложность воплощения образа Лизы Лоскутковой для меня заключалась именно в размере площадки, — призналась актриса ХМТ Надежда Бобовская. — Здесь не спрячешься за балет, хор и монументальные декорации. Стоя в полуметре от зрителя, нужно до конца проживать свою роль, чтобы он тебе поверил, иначе не до конца поймет сюжет и не примет постановку. На премьерном показе была потрясающая отдача от публики, поэтому, думаю, у нас получилось донести все, что хотел сказать режиссер.
Овации зрительного зала тому подтверждение. В конце водевиля театралы щедро одарили актеров букетами роз, значит, старания дружного коллектива Хабаровского музыкального театра были не напрасны.