Камчатский град
logo

Общество

Камчатский град

Александр ИВЕЛЬСКИЙ

Реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» работает ближе других собратьев по классу к линии боевого соприкосновения. Поэтому пехотинцы на передке чаще всего наблюдают в ночном небе разгон именно «градовских» снарядов. А работа своей артиллерии по врагу всегда воодушевляет и поднимает настроение. Особенно когда от прилётов на позиции ВСУ сотрясается земля даже в нескольких километрах. Чтобы успешно осуществить запуск и сберечь себя и технику, расчёт должен действовать слаженно и максимально быстро – противник не дремлет, а «Град» является для врага приоритетной целью. По словам водителя боевой машины из Камчатского соединения морской пехоты группировки войск «Восток» с позывным «Музыкант», который на СВО с самого начала, сейчас рисков меньше, однако попытки огневого воздействия на реактивщиков продолжаются:

– Уже спокойнее стало. Артиллерией противник редко отвечает на наш огонь, в основном использует разные «птички». Когда рядом прилёты, главное – не растеряться, не «поймать» панику. Быстренько в голове последовательность действий определил и уехал, а противник пусть землю рыхлит. Потом на отходе начинаешь путать противника, используя ландшафт.

Шасси «Града» выполнено на базе автомобиля «Урал». Машина надёжная, однако, случается, что в новороссийском чернозёме застревает даже гусеничная техника, не говоря о колёсной. В этом случае на помощь приходят однополчане.

– Сейчас так получается, что основная часть маршрута у нас проходит по асфальту, – рассказывает Музыкант. – Там всё хорошо и быстро. На грунте, бывает, застреваем, не без этого. Но нас всегда вытаскивают.

БМ-21 – техника уже не новая. Однако своевременное обслуживание и техническая грамотность водителя обеспечивают надёжность её работы и постоянную готовность к выполнению задач, например к поддержке действий мотострелковых подразделений, сообщает об особенностях боевой работы на текущем этапе командир боевой машины с позывным «Казах»:

– Сейчас чаще всего осуществляем огневую поддержку действий наших штурмовиков. Накрываем легкобронированную технику врага, скопления пехоты и разбираем опорные пункты. Последнее особенно важно, чтобы пехота могла без потерь заскочить в опорник и там закрепиться. Совсем недавно так было в селе Новый Комар. Возникли трудности с укреплёнными позициями, мы отработали, «штурмы» зашли туда благополучно и закрепились.

Казах, как и Музыкант, отмечает, что характер контрбатарейной борьбы изменился. Работа ствольной артиллерии ВСУ – редкость, но иногда такое случается и сейчас:

– Мы находились на огневой позиции. Когда по цели отработали, противник нанёс ответный удар. Расчёт укрылся в заранее подготовленном месте, но машину немного задело. 122-мм пушка по нам била. Но техника сильно не пострадала, двери, можно сказать, только поцарапало осколками. Она потом своим ходом оттуда ушла, в строю осталась.

Дальнейшей модернизацией «Града» является машина «Торнадо-Г». Шасси осталось прежним – «Урал», но радикально обновилась система управления огнём. Теперь для управления наведением и огнём создана самоориентирующаяся гироскопическая система курсо- и креноуказания. Благодаря этому расчёт может уже через 20 секунд после прибытия на позицию получить задачу, координаты цели, произвести наведение и мгновенно открыть огонь.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)