Латная рукавица
logo

Общество

Латная рукавица

Никита ХАРАХОРИН, фото автора

Комплексы противовоздушной обороны играют огромную роль в зоне специальной военной операции. Запад интенсивно накачивает ВСУ крылатыми ракетами, управляемыми реактивными снарядами и планирующими авиабомбами. Зенитные ракетные батареи и дивизионы надёжно прикрывают российских бойцов.

Командир расчёта ЗРК «Тор-М2» с позывным «Бурят» рассказал корреспонденту «СН» об успехах экипажа, выполняющего боевые задачи в зоне специальной военной операции в составе группировки войск «Восток».

– Противник называет наш ракетный комплекс «латная рукавица», потому что Тор, как этот рыцарский доспех, держит закрытым небо для врага, – сообщил Бурят. – От подтверждения цели до её уничтожения проходит около пяти секунд.

Углубляясь в детали, командир расчёта рассказал об особенностях его самоходной зенитки:

– «М2» – это уже вторая модификация «Тора», появившаяся в войсках в 2016 году. По боевым характеристикам сильно она превосходит предшественников. Так, если у «Тора-М1» имелся запас из восьми ракет, то у «М2» боекомплект увеличен вдвое. Но основное отличие второго поколения «Тора» от предшественников – это возможность производить пуск ракет при движении боевого комплекса на скорости до 40 км/ч.

Комплекс «Тор-М2» предназначен для защиты войск и инфраструктуры от широкого спектра воздушных угроз. Боевая часть размещена на гусеничном шасси и оснащена собственной системой обнаружения целей «свой-чужой». Диаметр охвата сканера составляет свыше 30 километров, а радиус поражения движущейся мишени – более 10 километров.

– Важно, что этот ЗРК в отличие от предыдущих версий способен одновременно поражать сразу четыре цели разного типа, будь то БпЛА, крылатая ракета или авиация противника, – пояснил Бурят.

Данный комплекс способен нести постоянное наблюдение за небом. Российская ПВО смогла существенно снизить активность украинской авиации и, соответственно, уменьшить количество авиаударов по позициям своих подразделений.

– Получив задачу от оперативного дежурного, я подаю команду расчёту «К бою!», – рассказывает Бурят. – Экипаж проверяет технику, боекомплект, после чего запускаем двигатель и выдвигаемся на позицию в заданную точку по указанным координатам. По прибытии на место в течение считанных минут запускаем сканер и начинаем мониторинг объектов в воздушном пространстве.

Станция сканирует небо на 360 градусов, а при обнаружении тепловой сигнатуры ЗРК захватывает цель, сопровождает её и в течение пяти секунд уничтожает. Такая высокая скорость поражения возможна благодаря автономности ракетного комплекса.

Командир машины рассказал о боевой статистике – количестве лично уничтоженных целей и о «добыче» расчёта:

– Основной упор, конечно, сейчас идёт на уничтожение БпЛА и РСЗО. Мы ликвидировали уже около 50 ракет «Ураган» и каждый день сбиваем по несколько дронов-камикадзе. Честно говоря, я уже давно потерял счёт обнулённым «птицам».

Сам командир расчёта ЗРК «Тор-М2» родом из Улан-Удэ. Поэтому боевой машине дал имя «Селенга» – в честь реки, протекающей через его родной город. Братья по оружию одобрили позывной, поскольку сами тоже из Бурятии.

Развивая тему БпЛА, воин поведал, как, выполняя боевую задачу, экипаж чуть не стал жертвой ударных беспилотников:

– Тогда мы сопровождали корректировщика. Сложность была в том, что область мониторинга превышала зону поражения целей. Работа шла гладко, но неожиданно на экране появились две цели. По мере их приближения к «Селенге» старший оператор начал работу по захвату и дальнейшему сопровождению целей, – рассказывает Бурят. – Первый дрон летел по нашу душу, но мы успели сбить его примерно в километре от нас. Второй же попытался вернуться на свою территорию и уже начал уходить из зоны поражения. Но через пару секунд наша ракета догнала его на расстоянии около шести километров.

При столь опасной работе и повышенном внимании со стороны врага за счёт высокой мобильности самоходной зенитке удаётся вовремя уходить из зоны поражения. Машина никогда не находится на первой линии обороны, при работе вражеской артиллерии она оперативно уезжает в укрытие.

А где у ПВО начинается первая линия и на какой дистанции эффективнее всего работать «Тору-М2», рассказал механик-водитель с позывным «Дархан»:

– От боевых действий машина находится относительно недалеко. Для большинства комплексов ПВО пять километров от линии боевого соприкосновения – это минимальное расстояние. Ближе нельзя, иначе сразу полетят камикадзе и начнёт работать артиллерия. Ведь «Тор» – цель номер один для врага, мы доставляем слишком много неприятностей, – пояснил мехвод.

Не стоит забывать, что даже имея обширный радиус сканирования и огромную боевую мощь, «Тор-М2» очень габаритная техника – чуть больше пяти метров в высоту и семь с половиной метров в длину. Маскировать самоходку сложно даже в лесистой местности.

– Секрет выживания в том, чтобы вовремя сменить позицию. Моя задача как мехвода быстро отреагировать на изменяющуюся обстановку и в случае явной опасности вывести машину из-под огня. Кстати, несмотря на вес громадины в 32 тонны, мне удавалось разогнать её по полю до 60 километров в час, – добавил Дархан.

Экипаж работает слаженно, каждый член команды в ответе за боевых товарищей. Воины-дальневосточники смело называют себя братьями. Из разговора с оператором ЗРК уяснил, что многие отечественные военные проекты, в том числе зенитный ракетный комплекс «Тор», сильно опережают своё время. С корреспондентом «СН» рассуждениями поделился старший оператор зенитного ракетного комплекса с позывным «Дружба»:

– Если разобраться, то «Тор-М2» – это, в первую очередь, советская разработка. Да, она агрессивнее и умнее, но принцип работы остаётся прежним. Эти изменения – лишь адаптация к сегодняшним реалиям скоротечного ракетного боя. Машину, созданную ещё в 80-е годы прошлого века, боятся все. Низкий поклон советским инженерам.

Он рассказал, что при наведении на цель сканер замечает даже маленьких птиц. Высокоточная техника настолько чувствительна, что может выявить самые мелкие дроны-разведчики. Поэтому «Тор-М2» незаменим при продвижении нашей пехоты, закрывая всё небесное пространство.

– Но противник тоже хитёр. Часто для обнаружения самоходного комплекса ВСУ применяют ложные объекты, которые не несут в себе никакой опасности. У ложных целей линейное движение и постоянная скорость ниже 20 метров в секунду, – рассказал Дружба.

Бывалый экипаж круглосуточно защищает небо над тыловыми и передовыми позициями наших войск от внезапных ударов с воздуха. Расчёт зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор-М2» успешно продолжает выполнять боевые задачи по прикрытию подразделений группировки войск «Восток» в зоне специальной военной операции.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)