Ловкость рук и немного сахара
logo

Общество

Ловкость рук и немного сахара

Полина АПАРИНА, фото автора

Свет в окнах детско-юношеского центра «Сказка» не гаснет до позднего вечера. А все потому, что в танцевальном зале готовятся к новому шоу акробаты, эквилибристы и жонглеры.

Образцовая цирковая студия «Юная плеяда» открылась в 2005 году. Руководителем коллектива стала Оксана Машукова. Отдав манежу целых 17 лет, она завершила карьеру дрессировщика, оставила Москву и вернулась в Хабаровск. Но уйти из цирка не смогла, решила попробовать себя в роли тренера юных дарований, мечтающих когда-нибудь выйти на настоящую арену.

― 18 лет назад жонглировать и стоять на катушках детей не учил никто, ― вспоминает Оксана Машукова. ― А сегодня в краевом центре есть уже семь коллективов. Это почти готовые артисты, которые знают, как работать с публикой. Можно сказать, детское цирковое искусство у нас развивается хорошо.

В студию ученики приходили сами и с упорством брались за любые жанры. В одном зале плечом к плечу готовились к первым шоу акробаты, гимнасты, жонглеры, эквилибристы, иллюзионисты, артисты клоунады и пантомимы. Правда, разжиться профессиональным инвентарем тогда было не на что.

— Воспитанники постарше, которые в колледже обучались токарному и столярному делу, своими руками вытачивали палки для булав, а потом надевали на них кегли, — рассказывает Оксана Машукова. — Для жонглирования покупали обычные пластиковые мячики, засыпали в них манку или сахар, заклеивали и пускали в дело. Этот опыт научил ребят относиться к реквизиту с должным уважением, как следует за ним ухаживать, потому что это их хлеб.

Достигнув определенного уровня мастерства в том или ином жанре, будущие артисты цирка стали давать платные концерты в детских лагерях, садах и школах. Все вырученные средства шли на покупку недостающего инвентаря и обновление того, что износился или требовал немедленной реставрации. Благодаря этим шоу удалось собрать и на мощный музыкальный центр.

Артист в автобус не сядет

Сегодня студию посещают 60 ребят в возрасте от 5 до 18 лет. Обучение начинается с нехитрых, но необходимых для дела основ: дети узнают, как правильно держать скакалку, вставать на мостик, кувыркаться и красиво тянуть носочек (как-никак, их ждет большая сцена!).

— Ребятам помладше требуется больше времени, чтобы освоить какой-то жанр. Поэтому сначала они учатся выполнять подводящие к нему элементы, — объясняет Оксана Машукова. — Взять, например, жонглирование. Этот трюк у детей начинает получаться только к восьми годам, иногда и позже. Так что с пятилетними воспитанниками мы просто играем в мячик, проверяем его прыгучесть, делаем простые упражнения. Та же песня с эквилибристикой: впервые встав на катушку, малыши держатся за стенку или станок, ищут баланс.

Цирк — это синтез искусства и спорта. Он требует железной дисциплины. Воспитанники студии соблюдают режим дня: утро начинают с укрепляющей зарядки, а вечером выполняют домашнее задание, порученное тренером накануне.

— Мы занимаемся даже на каникулах. Обычно это какая-нибудь легкая, приятная активность. Например, катание на коньках или бассейн, — говорит Оксана Машукова. — Иногда выезжаем на экскурсии в другой город. В таком случае дети знают, что на автобус мы не сядем. Будем ходить пешком, чтобы дать выход энергии.

Любопытно, что занятия в цирковой студии не только укрепляют тело, но и улучшают работу мозга. Тем, кто упорно тренируется, покоряются и помосты, и даже математика. А все потому, что перед выполнением любого трюка артист обязательно должен проделать его в голове, чтобы не получить травму. Об этом будущим звездам арены без устали напоминает тренер, каждый раз повторяя: «Думай!». Без крепкой мысли элемент выйдет неуверенно, некрасиво или вовсе не получится.

Не в цирк, так в полицию

ПЛЕЯДА.jpg

Оказавшись у ребят в гостях, попадаю на настоящее цирковое шоу. У одной стены кто-то ловко перебрасывается булавами и кольцами, вдоль другой рассекают на моноциклах. А в углу на катушках стоит хрупкая девушка, ловко крутя на одной ноге хулахуп.

— Занимаюсь в студии уже восемь лет, — рассказывает Анастасия Бородкина, ненадолго оторвавшись от своего занятия. — На катушки встала года четыре назад. Однажды увидела, как двое мальчишек чуть ли не запрыгивают на них и удерживают равновесие без станка, и поняла, что хочу так же. Начала с одной, потом приноровилась к двум, а затем добавила третью. После научилась вместе с тем жонглировать и крутить обруч. Катушки — очень редкий жанр. Мечтаю когда-нибудь попасть в труппу Гии Эрадзе и выступать в этом амплуа.

Поболтав с другими ребятами, выяснила, что не все из них собираются связать свою жизнь с цирком. Например, семилетняя Анастасия Салтецкая, когда вырастет, хочет вступить в ряды доблестных стражей порядка.

— Зачем же будущему полицейскому ходить в цирковую студию? — удивляюсь я.

— Хорошему служителю закона гибкость и ловкость не помешает! — справедливо замечает Анастасия.

Но, конечно, без ложки дегтя и здесь не обходится. Некоторые воспитанники студии шепнули мне по секрету, что из-за безобидного увлечения цирковым искусством они время от времени выслушивают несправедливые упреки и насмешки.

— Меня из-за этого дразнили. Говорили: «Ха-ха, клоуном работаешь!» Поначалу пыталась объяснить, что мы здесь, между прочим, гимнастикой занимаемся. А потом махнула рукой. Пусть думают, что хотят, — признается Маргарита Куцеборская. — Зато как бывает здорово, когда просят показать какой-нибудь трюк! Для мамы с папой часто устраиваю маленькие шоу, чтобы похвастать, чему научилась на тренировке. В школе на физкультуре друг тоже иногда спрашивает: «Ну, что у вас там новенького?» И если учитель отворачивается, пытаюсь быстро исполнить какой-нибудь простенький элемент.

Не сходя со сцены

Работы у «Юной плеяды» хоть отбавляй. Ребята регулярно выступают на городских площадках, дают отчетные концерты, принимают участие в конкурсах на региональном, всероссийском и даже международном уровне. К примеру, недавно их достижения отметили дипломами I и II степени на XIII фестивале хореографического и циркового искусства стран АТР «Ритмы планеты». А в прошлом году они получили премию губернатора Хабаровского края как лучший цирковой коллектив региона. Для полного счастья ребятам не хватает только зала побольше, чтоб и жонглерам, и акробатам хватало места.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)