Общество
Максиму почти два года, он уверенно топает и даже ухитряется убегать от следующего за ним по пятам папы Олега, но вдруг останавливается перед висящей на стене большой фотографией улыбающейся девочки и, показывая пальчиком, звонко произносит: «Ляля».
Эта «ляля» и другие, чьи фото также развешаны на стенах, как и сам Максим, появились на свет благодаря специалистам отделения вспомогательных репродуктивных технологий Перинатального центра, где мы и встретились с мальчиком и его родителями.
Пришли за вторым
Из-за перенесенной операции забеременеть самостоятельно его мама Юлия не могла, поэтому пришлось прибегнуть к процедуре ЭКО. Больше трех лет подготовки и удача с первой же попытки.
— Я сначала даже не поверила, — делится Юлия. — Только повторяла: «Да не может этого быть». И вот этому «не может быть» уже год и 10 месяцев.
— Чувства, которые мы испытали, не передать словами, — добавляет супруг и счастливый папа Олег. — Я очень признателен и благодарен медперсоналу отделения и всем, кто помог появиться на свет нашему сыну.
По словам родителей, их малыш ничем не отличается от сверстников, растет и развивается так же, а в чем-то даже опережает. Например, он достаточно хорошо говорит. И при виде журналистов Максим протягивает руку и звонко произносит: «Привет». Мама и папа посматривают на сынишку и улыбаются.
— Вот за следующим ребенком пришли, — объясняет Юлия. — Надеемся, что и в этот раз все будет хорошо. И всем советуем не бояться и пробовать.
Специалисты отделения с улыбкой наблюдают за малышом и замечают, что самые первые их детки уже оканчивают школу.
Спрос только увеличивается
В этом году отделению вспомогательных репродуктивных технологий, созданному в 2005 году, 20 лет. А первые ЭКО-малыши появились на свет в 2007-м.
— Сначала мы занимались проблемами бесплодия, а с 2006 года начали проводить процедуру экстракорпорального оплодотворения, — рассказывает заведующий отделением, врач-гинеколог, кандидат медицинских наук Марина Фролова. — Сегодня наше отделение самое большое на Дальнем Востоке. В год мы проводим до полутора тысяч вспомогательных репродуктивных циклов, и ежегодно на свет появляется от 300 до 450 малышей, зачатых искусственно. А всего нам известно о 4,5 тысячи детей, появившихся на свет после ЭКО, проведенного в этих стенах. К сожалению, частота бесплодия в последнее время растет, а потому спрос только увеличивается.
Несколько лет назад процедуру ЭКО включили в программу ОМС, так что практически всем жителям края, у которых есть такая потребность, она проводится бесплатно. Но за детьми в Хабаровск также приезжают семейные пары с Камчатки, Сахалина, из Якутии, ЕАО и даже из ближайших к нам городов Приморья.
ИИ подскажет
— Самый дорогой и долгожданный — это эмбриоскоп. Кстати, на Дальнем Востоке мы первая клиника, которая его приобрела. В нем врачи-эмбриологи культивируют эмбрионы до момента их переноса матери или заморозки, — объясняет Марина Анатольевна. — А его уникальность в том, что он дает возможность оценить не только его морфологию, но и кинетику. Ведь мало увидеть насколько успешно прошло деление клеток, важно наблюдать сам процесс.
Одномоментно в нем могут находиться эмбрионы восьми пациентов. И за каждым ведется круглосуточное видеонаблюдение. А врач-эмбриолог имеет возможность как вести онлайн-наблюдение, так и отсмотреть запись в ускоренном формате.
— Это позволяет нам отслеживать развитие в процессе, а искусственный интеллект помогает отобрать лучший, имеющий самый большой потенциал эмбрион, — отмечает врач-эмбриолог Ирина Балабанова. — Все остальные успешно оплодотворенные клетки мы замораживаем, и если первая попытка окажется неудачной, то для второй возьмем следующий по показателям эмбрион.
Не надо ждать
Удобства добавили и новые инкубаторы, которые позволяют создать условия, максимально приближенные к естественным. Востребовано и оборудование для проведения оплодотворения методом ЭКСИ, и теперь в отделении их три. Это дало каждому врачу-эмбриологу возможность настроить прибор под себя, что делает работу более эффективной и комфортной.
— Когда мы только начинали проводить процедуру ЭКО, практически в 90 процентах случаев причиной было женское бесплодие, сегодня уже 50 на 50, а метод ЭКСИ как раз и используется при мужском бесплодии, — уточнила Марина Фролова.
Кстати, раньше разрешалось переносить матери сразу два эмбриона, поэтому-то после ЭКО чаще, чем после традиционного зачатия, на свет появлялись двойни. Но сегодня можно только один, а остальные оплодотворенные яйцеклетки замораживаются. Кстати, криоконсервация эмбрионов тоже включена в ОМС и выполняется бесплатно.
— Но надо понимать, что ни опыт наших специалистов, ни самое современное оборудование не являются гарантией успешности процедуры ЭКО, — подчеркнула завотделением. — Главное — состояние здоровья потенциальных родителей. Поэтому, если возникла проблема, не стоит ждать, надо сразу обращаться за помощью.