Маска, я тебя… помню
logo

Общество

Маска, я тебя… помню

Игорь МИРОШНИКОВ, первые полосы из архива нашей газеты

Предупреждения о том, что без средств индивидуальной защиты вход в помещение запрещен, можно до сих пор встретить в разных заведениях Хабаровска. А ведь с того момента, когда наш город познакомился с коронавирусом, прошло уже целых пять лет. «Хабаровские вести» решили вспомнить, как это было…

Можно найти несколько дат, с которых опасный вирус начал свое шествие по территории краевой столицы, но мы решили начать отсчет с 21 января 2020 года. Именно в этот день в аэропорту Хабаровска выявили пассажира, прилетевшего из Харбина, с подозрительными симптомами. Женщину отправили в больницу для дальнейшего обследования, а в нашем городе впервые официально прозвучало, что есть человек с подозрением на коронавирус. Власти Китая к тому времени сообщали уже о том, что малознакомым типом пневмонии заболело более двухсот человек.

Учитывая наше соседство и тесные торгово-экономические связи, можно было предполагать, что рано или поздно «корона» (как окрестили это заболевание россияне) с китайской стороны доберется до нас. Поэтому Хабаровск стал готовиться к неприятной встрече…

Четко по-написанному

Любые события, произошедшие в нашем городе, легко восстановить в памяти с помощью архива «Хабаровских вестей». Что бы там ни говорили про телевидение, радио и социальные сети, только печатное средство массовой информации ведет на своих страницах настоящую летопись своего города. В 2020 году мы писали про коронавирус очень много.

А начали 24 января, когда были опубликованы меры профилактики, которые могли защитить от инфекции. Как рассказала «Хабаровским вестям» заместитель председателя городской подкомиссии по предупреждению эпидемий Татьяна Скорик, общественный транспорт должен проходить дезинфекцию, горожанам желательно в общественных местах находиться в масках, а всех приезжающих из-за границы необходимо проверять. Однако эти слова в то время воспринимались, скорее, как пожелания, которые мы постоянно слышим в период сезонных заболеваний.

А уже в начале февраля в Хабаровске был введен масочный режим. Горожанам рекомендовалось в помещениях находиться в средствах индивидуальной защиты, которые необходимо было менять каждые два часа. Впервые прозвучало о возможном ограничении посещений торговых центров и массовых мероприятий. Хабаровчане бросились скупать маски в аптеках, где они очень быстро закончились. Горожане столкнулись с тем, что в госаптеках их стали продавать не более 15 штук в одни руки. В «Хабаровской фармации» рассказали о звонках из якобы крупных компаний, готовых купить сразу до 400 тысяч изделий. При этом в нашем городе больных коронавирусом выявлено еще не было.

Упал тяжкий груз…

О первых «корононосителях» в Хабаровске стало известно 21 марта. Это были официально подтвержденные случаи, и сразу четырех человек, только что вернувшихся из заграничных поездок, поместили в инфекционное отделение городской «десятки». По информации краевого минздрава, еще 780 жителей региона находились на двухнедельном карантине. Была введена такая практика, что вернувшиеся из-за рубежа горожане две недели сидели дома на карантине с оформлением больничного и под наблюдением не только врачей, но и полицейских. Если сотрудник органов внутренних дел не заставал «карантинщика» дома, ему выписывался административный штраф. Не всем по душе пришлись эти нововведения, но никто тогда не знал, когда и чем это все закончится. В том числе и власть, от которой зависело принятие правильных и оперативных решений.

— Тяжело вспоминать то время, — рассказывал мне во время одного из разговоров мэр Хабаровска Сергей Кравчук. — Действительно, было такое ощущение, что на тебя упал тяжелый груз, а ты не знаешь, как с ним поступить. Было реально страшно, потому что массово все болели. Мы с женой лежали в больнице — никто не был застрахован. Я помню, что задавал себе вопрос — если сейчас не переосмыслить действующую реальность, то что будет дальше? Нельзя было допустить, чтобы предприятия закрылись, потому что тогда мы бы потеряли городской бюджет полностью. Мы пошли по другому пути и приняли неординарное решение вместе с бизнесом — создать оперативный штаб, который бы в ручном режиме выдавал решения и предложения для спасения экономики Хабаровска.

А экономику города действительно надо было спасать. В апреле 2020 года, когда коронавирус только-только одной ногой вошел в краевую столицу, муниципальные власти провели мониторинг и выявили снижение оборота во многих отраслях. Доходы туристических компаний и гостиничного бизнеса по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократились на 95—100%, общественного транспорта — на 77%, ресторанов, кафе, столовых — на 72%, в торговле спад составлял 50%. Из 557 компаний, принявших участие в мониторинге, 325 приняли решение о сокращенной занятости сотрудников, что затронуло 1 222 работника. Соответственно, сократились поступления в городской бюджет от субъектов малого и среднего бизнеса. Снижение составило от 35 до 47% по разным видам налога.

По информации директора городского финансового департамента Сергея Голика, были подготовлены меры муниципальной поддержки, которые направлены на сохранение оборотных средств бизнеса, пострадавшего от коронавирусной инфекции.

— По поручению мэра принято решение о снижении коэффициента единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на 35% и предоставлении льгот по земельному налогу в виде 50-процентной скидки. Они распространяются на весь 2020 год и предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших из-за распространения коронавируса. Общая сумма муниципальной поддержки по налоговым платежам составит порядка 128 млн руб., — уточнил Сергей Голик.

Нужная информация

Пять лет — небольшой срок, и многие, конечно же, помнят, как предприятия общественного питания переключились на доставку, как пустынно было в транспорте и на улицах, как оборачивались в автобусах и трамваях на чихающих пассажиров, как приходилось носить в своих мобильных телефонах QR-код о вакцинации, который позволял посещать торговые центры и другие общественные территории. Хочется вспомнить и рассказать, как в те нелегкие времена работала газета «Хабаровские вести».

Вы, наверное, удивитесь, но печатное средство массовой информации — это стратегическое предприятие, которое не закрывается даже в случае, не дай Бог, военных действий. Информация — нужная и важная составляющая жизни в чрезвычайных ситуациях. Поэтому мы болели, выздоравливали, снова болели, но ходили на работу. При этом у каждого из нас было специальное разрешение, которое давало право ходить по улицам нашего города без всякой опаски. А ведь в какой-то момент в Хабаровске появились патрули, состоящие из сотрудников полиции и казаков, которые могли серьезно спросить: «А чего это вам дома не сидится?».

Работать в 2020 году было как-то необычно. Помню, как посетил первый домашний матч «Амура» после того, как ввели запрет на посещение зрителями спортивных мероприятий. Тогда в Хабаровск приехал омский «Авангард». Команды вышли на лед «Платинум Арены», в которой кроме самих хоккеистов, тренеров и обслуживающего персонала находились только три журналиста и телекомментатор. Тишина стояла такая, что в ложе прессы прекрасно были слышны все переговоры на скамейке запасных…

Конечно же, не только посещение спортивных, культурных и прочих мероприятий, куда вход в период пандемии был запрещен обычным гражданам, входило в рабочий график журналистов «Хабаровских вестей». Информирование о том, что происходит в городе, и честный рассказ о положении дел с коронавирусом тоже являлись необъемлемой частью нашей работы. К тому же в то время было очень много фейков о том, что коронавирусная инфекция была придумана США, масонами, спецслужбами, инопланетянами (нужное подчеркнуть), что заболевших нет, что инфекционные отделения больниц на самом деле пусты, а врачи получают надбавки ни за что. И ведь были люди, которые всему этому верили.

Мы тогда много чего видели. Наши журналисты бывали и в «красной зоне», где медики сутками находились в спецодежде и средствах индивидуальной защиты. И помогали врачам, которым не хватало автомобилей, чтобы успеть на все вызовы заболевших. И возили волонтеров, собиравших еду и предметы первой необходимости для горожан, которые не в состоянии были сходить в магазин сами. Это было действительно страшно.

Мы тогда попросили людей с разных концов страны и мира рассказать о том, как переживают коронавирус там, где они находятся. И получили много впечатлений.

Лев Звенигородский, журналист, Израиль: «Тяжело находиться дома четвертую неделю. Выйти можно на расстояние не более 100 метров в магазин, чтобы купить продукты, обязательно в маске и перчатках. Люди заболевают целыми семьями, чаще там, где живут кланами и скученно. Многие не обращают внимание на ситуацию, уповая на Бога. Заболевших 4 350 человек, умерло 15, возможно и больше».

Наталья Кастель, врач, Германия: «Все детские городские площадки официально закрыты, не разрешено гулять с детьми даже возле своих домов. Запрещается собираться группами более двух человек. Пишут в газетах, что в крупных городах, таких как Берлин, за этим наблюдает полиция. Запрет на выход на улицу у нас пока не ввели, потому что все-таки это считается покушением на права человека. Но закрыты все бассейны, фитнес-клубы, стадионы, театры и кинотеатры. В магазинах исчезли мука, туалетная бумага, бумажные полотенца, макароны и крупы. В интернет-магазине три упаковки туалетной бумаги по 16 рулонов стоят 50 евро, когда в магазине цена одной была 5-6 евро».

Алевтина, менеджер, Санкт-Петербург: «На улицах полиция и Росгвардия останавливает людей и спрашивает, почему не сидите дома. Разрешено только ходить в ближайший магазин, выносить мусор, выгуливать домашних питомцев, посещать пожилых родственников. В города Ленобласти уехать можно, а вот на других направлениях стоят блокпосты, где машины просто разворачивают».

Валентина Баранова, пенсионерка, Крым: «Туристов, приехавших на лечение, отправляют обратно. Те, кто приехал раньше, сидят в палатах, но выйти на море или на улицу не могут. Отменены междугородные рейсы, а по городу автобусы ходят с 6 до 9 утра и с 17 до 20, чтобы до работы и обратно доставлять людей. Но их немного. Кто остался работать, ходят в перчатках и масках, всегда носят с собой документы, иначе будут проблемы».

Во время подготовки материала и просмотра архивных газет пришел к выводу, что примерно 60% газетной площади тех времен посвящены теме коронавируса. Интересное, конечно, было время, есть что вспомнить. Вот только повторения того, что началось пять лет назад, не хочется…

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)