Мы не дрогнем
logo

Общество

Мы не дрогнем

Александр ИВЕЛЬСКИЙ

Тактику ведения боя в Первую мировую войну резко изменили пулемёты, современная артиллерия и полевая фортификация. В результате подразделения пехоты уже не могли добиваться сколь-нибудь значимых успехов, если боевые порядки противника были насыщены упомянутыми видами вооружения. Не могли, пока не появились танки - тяжёлые машины с противопульной бронёй, которые были способны преодолевать различные заграждения даже под пулемётным огнём и при этом ещё и поражать цели. Великая Отечественная война стала звёздным часом танковых войск, когда гусеничные армады рвали первую (и не только) линию обороны противника, позволяя целым соединениям «затекать» через фланги в тыл врага, навязывая бои на выгодных для себя условиях. И в современной войне бронемашины не потеряли своего значения.

Сегодня мы имеем космическую разведку, широчайшие возможности БПЛА и высокоточные средства поражения. Теперь попытка сконцентрировать на одном участке для наступательной операции даже десяток танков кончится плачевно, противник такой ошибки не простит. Поэтому тактика применения бронемашин изменилась. Теперь они в основном поддерживают огнём пехотные подразделения. И хотя сотню танков в одном бою уже не увидишь, «слоники», как их называют на военном жаргоне, по-прежнему бьют врага и сеют в его рядах панику.

О роли бронетехники в современном бою лучше всех расскажут сами танкисты. Знакомьтесь - экипаж танка Т-72 группировки войск «Восток», которого бойцы между собой именуют «Зверь».

Весёлый - командир танка, на СВО с самого начала. Позывной отражает его настрой, он умеет радоваться жизни, несмотря ни на что. Предназначение своей машины формулирует конкретно:

- Основная наша задача - помогать продвижению пехотных штурмовых подразделений. Отрабатываем как с ЗОПов (закрытая огневая позиция. - Авт.), так и прямой наводкой. Бьём по опорным пунктам противника, укрытиям, складам боеприпасам, например, по скоплению личного состава и так далее.

Механик-водитель с позывным «Хоринск» попал на фронт в апреле 2023 года: не мог больше оставаться в стороне и поступил на военную службу. Помимо поддержания ходовой части в исправном состоянии и собственно перемещения, он отвечает и за контроль воздушного пространства.

- Когда приезжаем на ЗОП работать, наблюдаю за небом, за обстановкой в целом. Если где-то прилёт, докладываю командиру. Прилёты рядом часто бывают. Недавно вот прилетело, мы не растерялись, по другой дороге уехали, - рассказывает мехвод.

Свой танк Хоринск считает надёжным и неприхотливым, за время его службы машина не сломалась ни разу. Для этого он своевременно проводит обслуживание узлов и агрегатов, устраняет неполадки, пока это позволяет обстановка. На вопрос, почему танк назвали «Зверем», Хоринск отвечает с улыбкой: «Заводишь - рычит».

По словам наводчика танка Луки, в последнее время работа в основном идёт с закрытых огневых позиций. Опыт специалиста и надёжная система управления огнём позволяет уверенно вести стрельбу по формуле «два пристрелочных, третий - в цель». Стоит отметить, что для пехоты при прочих равных танк страшнее артиллерийского орудия: скорость полёта снаряда такова, что между звуком выстрела и прилётом обычно проходит всего полторы-две секунды, которых зачастую не хватает, чтобы укрыться.

- В триплекс (смотровой прибор. - Авт.) видно, как они начинают суетиться, прятаться. Любой, кто танк увидит, испугается, - говорит Лука о психологическом воздействии, оказываемом простым появлением «слоника» в поле зрения вражеского пехотинца.

Основной угрозой для танка на сегодняшний день Лука считает дроны противника. Если при артобстреле уверенное маневрирование помогало выйти из зоны поражения, то вражеских «птиц» из танка не видно и не слышно. С этим риском танкистам помогает справиться в том числе и установленная защитная конструкция, называемая «царь-мангалом», не раз спасавшая бойцов от беды.

- Без «мангала», если РЭБ отказал, «птички» сразу попадают в танк. А «мангал» может выдержать до пяти ударов. Да, обзор стал хуже, потому теперь мы заблаговременно выбираем такую позицию, с которой нам будет проще работать с учётом этого ограничения, - поясняет Лука.

По словам наводчика, если раньше противник в основном бил в ответ артиллерией, то сейчас чаще всего на танкистов охотятся с помощью БПЛА. Что касается наземных целей, то Лука ещё не встречался в бою с танками противника, однако от такого контакта уклоняться не станет.

- Если случится, то сто процентов дадим бой, - говорит он. - Мы не дрогнем.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)