Общество
Необычный подарок к 225-летию со дня рождения величайшего русского поэта и прозаика Александра Пушкина подготовил краевой музыкальный театр.
Ломая барьеры
Режиссер нового спектакля «Я помню чудное мгновенье» Дмитрий Злобин решил отойти от устоявшейся сценической формы и переместил сюжет повествования прямо в холл театра. В импровизированном зале, вмещающем всего сто человек, в этот вечер не было свободных мест: всем интересно увидеть эпизоды из жизни поэта и соприкоснуться с его творчеством в необычном формате.
Декорации, созданные заслуженным художником Хабаровского края Светланой Литвищенко, перенесли зрителя в родовое имение классика в Михайловском, где Александр Сергеевич провел два года и написал историческую драму «Борис Годунов», поэму «Граф Нулин», четыре главы романа «Евгений Онегин» и другие произведения. В обстановку дома вписались люстра, шторы и окно фойе.
— В разное время в нашем театре проводились концерты и музыкальные гостиные в подобном формате. В этом году мы впервые подготовили спектакль, со сценографией, декорациями и реквизитом, и назвали новое пространство «Театральный холл», — обратился к публике художественный руководитель краевого музыкального театра Никита Туранов. — Здесь в камерном формате для вас будут представлены концерты и постановки.
По замыслу режиссера за время ссылки Пушкин перестал верить в то, что его стихи востребованы у читателей, и тогда друзья и родственники поэта предложили ему сыграть в «Фанты». Суть игры заключается в том, что каждый из них вытягивал из коробки записку с названием одного из пушкинских произведений и исполнял романсы на стихи Александра Сергеевича и музыку Михаила Глинки, Петра Чайковского, Александра Даргомыжского и других российских композиторов. Визит друзей вдохновляет его закончить «Маленькие трагедии» и «Пиковую даму».
О Пушкине наглядно
— Этот сюжет и реплики персонажей придуманы режиссером Дмитрием Злобиным. Он решил объединить в одном месте всех близких и значимых для поэта людей. Работа над спектаклем заняла чуть больше месяца. Идея заключалась в том, что это должен быть не просто музыкальный вечер, а постановка с просветительской функцией — познакомить зрителя не только с творчеством, но и с окружением поэта, — рассказал актер ХМТ, исполнитель роли Александра Пушкина Даниил Степанов. — Так, например, мы развенчиваем миф о том, что няня Арина Родионовна была дряхлой старухой. В нашей версии в исполнении заслуженной артистки России Анны Иваниловой она предстает активной женщиной средних лет. Для воплощения образа Александра Сергеевича, я даже отрастил волосы. На это ушло полтора месяца. В описаниях жизни писателя не сохранилось достоверных упоминаний о его характере, манере поведения, поэтому эти грани образа искал сам, основываясь на творчестве Пушкина и отрывках из его биографии. На мой взгляд, воплощать историческую личность всегда сложнее, чем играть выдуманного персонажа. В этом случае нужно удерживаться в границах того, каким был человек при жизни, не позволять себе сделать его более развязным или, наоборот, сильно зажатым. Плюс камерный формат постановки дополнительно увеличивает ответственность перед зрителем. Когда находишься практически на расстоянии вытянутой руки от него, нельзя ошибиться или схалтурить.
Спектакль завершил небольшой интерактив с залом. Актеры исполнили «Куплеты Трике» на музыку Петра Чайковского из оперы «Евгений Онегин», поочередно вставляя в припев имена зрительниц.
Стоило актерам уйти за кулисы, как у декораций сразу же организовалась стихийная фотосессия. Всем хотелось запечатлеть себя на фоне портретов Александра Сергеевича и его семьи.
— В ближайшее время планируем выезд с этим спектаклем в школы города, чтобы популяризировать творчество Пушкина среди подростков, помочь им его понять и осмыслить, — поделилась ассистент режиссера Анастасия Русанова. — Возможно, после просмотра кто-то проникнется и захочет прочесть те его произведения, которые не входят в учебный план.