Общество
Как и любая воинская работа, ремесло передового авианаводчика (ПАН) – непростое. Находясь на первой линии, эти специалисты направляют экипажи бомбардировщиков, ударных вертолётов на цель и следят за обстановкой, чтобы вовремя предупредить лётчиков о возможной опасности. Основные угрозы для них те же, что и для остальных военных на передовой: артиллерийский и миномётный обстрел, а также работа разного рода дронов противника.
ПАН с позывным «Персонаж» из группировки войск «Восток» действует на южно-донецком направлении в боевых порядках Сахалинского мотострелкового соединения. Он работает со штурмовой и бомбардировочной авиацией. Недавно офицер выполнял боевую задачу по наведению на опорный пункт противника. После успешного завершения, уже на выходе с точки наблюдения, он заметил БпЛА самолётного типа, ведущий разведку наших позиций:
– Ранее был выявлен опорный пункт противника с большим скоплением личного состава. Командование приняло решение нанести авиационный удар. Рубежи, выходы, боевые курсы я все знал, вышел на точку, доложил, что готов к наведению. Экипажи пришли, и я с ними точно отработал – цель была поражена. По пути обратно я обнаружил, что поблизости летит какое-то воздушное судно небольшого размера.
Персонаж сделал остановку и присмотрелся к летящему объекту. Его он идентифицировал как БпЛА противника. Выйдя по радиосвязи на работавшее в этом районе подразделение РЭБ, ПАН инициировал включение аппаратуры. Эффект проявился незамедлительно: «птица» резко изменила траекторию движения:
– Она начала менять курс, выполнять какие-то пируэты и шла при этом чётко на меня. Я открыл по ней огонь из автомата. Когда попал в неё, она спикировала на землю. Доложил командованию о событии и передал её другим людям, – говорит Персонаж.
Позднее в разговоре с коллегами он узнал, что сбитый им аппарат в итоге попал во фронтовой музей Сахалинского соединения, чему офицер был приятно удивлён.
Специалисты идентифицировали этот беспилотник как «Валькирию». На момент падения она находилась в воздухе около 50 минут. Благодаря полученным с неё данным удалось узнать местоположение точки запуска БпЛА самолётного типа. Через некоторое время тот объект был уничтожен.
Сталкиваться с БпЛА противника авианаводчиком приходится нередко. В таких случаях они либо самостоятельно поражают их огнём стрелкового оружия, либо сообщают действующим в районе подразделениям РЭБ или ПВО об угрозе с воздуха, и тогда уничтожением вражеского аппарата занимаются уже они, рассказывает Персонаж:
– Это была не единственная сбитая мною «птица». Приходилось сбивать квадрокоптер (Maвик. – Авт.) и штук пять или шесть FPV-дронов. И хотя «Валькирия» самая значимая из тех, что сбил, узнав, что она выставлена в музее, я был приятно удивлён. Тут ещё сообщили, что она в Южно-Сахалинске появится, в ММК «Победа». Для меня это очень значимый факт.
Штурмовые бомбардировщики и ударные вертолёты сильнее других типов воздушных судов подвержены риску поражения вражеской ПВО, потому что работают ближе к линии боевого соприкосновения. И среди приоритетов в работе у Персонажа – сохранность экипажей на боевых вылетах. Без соблюдения этого условия назвать успешным выполнение задачи нельзя:
– Для меня, как для авианаводчика, самое главное – это чтобы экипажи любых воздушных судов, которые у меня находятся на управлении, благополучно и безопасно вернулись домой после выполнения задачи. Это не менее важно, чем само поражение целей.