Не может иначе
logo

Общество

Не может иначе

Мария ГЕРМАН, фото из личного архива Миротворца

Идейный, порядочный, ответственный, правильный, знающий своё дело, доводящий любое начинание до конца. Благодаря этим качествам Миротворец вернулся на спецоперацию после серьёзного ранения. По зову сердца, призванию, как дань уважения деду-фронтовику, в честь которого его назвали. В Хабаровске остались престижная работа, сын-школьник, друзья и военно-патриотический клуб. 

Не захотел терять время 

Николай, известный как Миротворец, с Сахалина. Родился в небольшом (меньше семисот жителей) рабочем посёлке лесозаготовителей Молодёжное, что в Тымовском районе Сахалинской области.

– С детства знал, что буду военным. В 10 лет на первые деньги, полученные от посадки ёлочек, купил себе камуфляж, – вспоминает Николай.

Окончив 11 классов, пошёл подавать документы в погранинститут. Но на медкомиссии сказали, что нужно год подождать. Из-за индивидуальных особенностей организма у юноши была не окончательно сформирована сердечная система.

Терять время парень не захотел и поступил в Хабаровский государственный технический университет, где была военная кафедра.

Осваивал «промышленное и гражданское строительство», а параллельно занимался спортом: единоборствами, баскетболом, хоккеем, футболом.

– Я выпустился в 2003-м. Получил высшее гражданское инженерное образование и специальность командира понтонного взвода на военной кафедре, – добавляет он.

Во время учёбы не сидел без дела: сначала работал на стройках, потом в охране, а когда получил диплом, сразу отправился в военкомат.

– Мне дали выбрать место службы, и я решил поехать на Курилы. Приехал лейтенантом в отдельный инженерно-сапёрный батальон. До сих пор вспоминаю этот период с благодарностью. Обалденная школа была. У меня на счету 14 зданий, уничтоженных промышленным способом, работал с минно-взрывными заграждениями, уничтожал боеприпасы – до пяти тонн подрывы были, – поделился воспоминаниями офицер.

Там же успел ознакомиться почти со всей инженерной техникой. Своими глазами увидел в деле плавающие транспортёры, десантные баржи, буксиры, БАТы, МДК, ИМР…

Поменял путь 

В 2009 ушёл из армии, работал в военно-строительном комплексе.

– Строил на Курильских островах, на Сахалине, в Хабаровском крае базы и объекты. Понимая, что это всё для военных делаю, чувствовал себя, как в родной гавани, потому что армия для меня всегда была домом, – говорит он. – А потом предложили перейти в аэронавигацию Дальнего Востока, оттуда в государственный архитектурно-строительный надзор и, наконец, в «Транснефть». Рос как специалист – по должности, по знаниям, довелось инспектировать космодром «Восточный». 

В стороне не остался 

В июле–августе 2022-го в БАРС начали набирать добровольцев. Миротворец, не раздумывая, направился туда. В компании поддержали, заверили, что рабочее место останется за ним. Из Хабаровска на самолёте прибыл в Ростов-на-Дону. Три дня боевого слаживания – и в бой. Попал под Красный Лиман.

– Я много лет занимаюсь военно-исторической реконструкцией. Хорошо знаю историю Великой Отечественной. Потому, когда увидел подбитую технику, сразу понял: будет тяжело. Выдали автомат, поехали на задачу, – рассказывает доброволец.

Вместе с отделением – это десять человек – около пяти утра прибыли на позицию. Там Миротворец впервые увидел вражеские коптеры, корректировавшие огонь артиллерии.

– У меня было чувство, что инопланетяне на землю прилетели. Пять или шесть дронов висят, жужжат, мигают разными цветами. Жутко, конечно. Ещё и БК ограничен. Машину снабжения подбили. Потом ещё ребята подъехали, 18 человек. С ними и держались, – вспоминает Николай.

Многое там было впервые. Довелось познакомиться с ополченцами, с мобилизованными из ДНР и ЛНР. Те уже полгода были на передовой. Молодые парнишки по 18–19 лет.

– Был у них командир по имени Ярослав. У меня сына так зовут, вот я и запомнил. Разговорились о том, об этом. Он спросил, почему я приехал, я ответил, что долг отдать. А парень молодой ещё совсем. Думал, что про кредиты речь. Рассмешил, конечно, тогда, – рассказывает Миротворец.

Один за другим шли дни службы в батальоне добровольцев. Позиции обстреливала артиллерия ВСУ, до противника меньше полукилометра, а иногда и вовсе метров 350 было. Поблизости мирные жители. Особенно запомнился дедушка в возрасте за 90. Николай рассказал, как тот выгуливал козу, даже когда над головой свистели снаряды. На предложение спрятаться и укрыться он всегда отвечал, что не хочет бояться, и продолжал свой путь дальше.

В сентябре Миротворец узнал на личном опыте, как работает польский бесшумный миномёт.

– За два дня наш опорник разобрали полностью, пришлось оставить. Из 28 бойцов только 8 без ранений были - моё отделение как раз. Но и нас накрыли в итоге. Пулемётчик «двухсотый». Минут через 15 после него по мне мина прилетела. Рванула в полутора метрах примерно. Рядом ещё пара человек стояла, им основная волна осколков досталась. Когда эвакуировали, то местные стояли, смотрели, просили не бросать их, – вспоминает Николай.

Фрагменты польской мины попали в лицо, чуть ниже виска, в подбородок, ногу и грудь.

– Эвакуировали в один госпиталь, потом второй, третий, четвёртый, пятый и ещё десяток. 26 всего. Нигде не брались вытаскивать. Один врач мне сказал: каким-то чудом не задеты ни лицевой, ни тройничный нерв, отделался контузией.

Миротворец поделился, что в первые мгновения после взрыва он ощутил, как осколки вошли в тело. Думал, что умер.

– Невероятное спокойствие было. Никогда прежде не испытывал ничего подобного. Лежал, думал. Конец? Не вижу, не слышу. И тут сознание пронзила мысль: если это всё, то, что я хочу напоследок? Представил Хабаровск, как мой сын играет на спортивной площадке. От всей души, искренне пожелал увидеть его хотя бы ещё раз. Как только я подумал об этом, то сразу почувствовал боль. Живой, значит... – рассказывает Николай. 

Вернулся в строй 

Лечение проходило в Ростове-на-Дону. В части предложили комиссоваться, тем более что ранение позволяло сделать это и вернуться на работу. Но Миротворец на перекладных стал добираться до своего отряда. Это было в конце октября 2022 года.

В Червоно-Поповке возле Кременной стоял танковый полк. До БАРСа оставалось примерно 10 км, но ВСУ как раз предпринимали попытки прорыва. Пришлось задержаться на пару недель.

– У меня ничего не было с собой, даже оружия. Ребята подсобили. В общем добыл автомат, бронежилет, аптечку. И воевал с танкистами. Подружился с одним. Он до СВО работал в музее, посвящённом битве под Прохоровкой – великое танковое сражение. И мы на почве любви к истории Родины, Великой Отечественной войны и разговорились. Отдушина такая была. Мир в тот момент чёрно-белый для меня был. Никаких красок, – говорит доброволец.

А потом из БАРСа за ним приехал Отто – замкомандира отряда. Николай вернулся в подразделение. Плакали, обнимались, радовались. Из 28 в строю остались 15. Но выполнять задачи Миротворцу не разрешил командир. Отправил извлекать осколок и залечивать раны.

Так Николай вернулся домой и, наконец, увидел сына Ярика.

Операция прошла успешно. Металлическую частицу достали, заодно подлечили контузию, остановили потерю слуха с правой стороны. Вышел из больницы 29 декабря.

– Полтора месяца незаметно пролетели. Легче стало. Шум ушёл, боли. Стал спать нормально. Прошёл комиссию, снова записался в БАРС. Пока ждал вызова, вышел на работу. И в мае 2023-го узнал, что из сотрудников формируют батальон. Созвонился с командиром. Написал рапорт. Под Князе-Волконским провели сборы. Убыли мы в Волгоград, а оттуда направили на Херсонское направление, – рассказывает Николай.

И здесь снова он встретился с дронами противника, но не разведывательными. В ноябре 23-го он увидел своими глазами пикирующий прямо на него камикадзе. Беспилотник появился неожиданно – вынырнул из-за деревьев буквально в 30 метрах. Рядом стоял командир батальона. Миротворец среагировал мгновенно.

– Я всегда держу патрон в патроннике и с предохранителя снимаю, когда на боевом задании. Выпустил в дрон 22 патрона. Сбил. Сразу второй появился – атаковал машину. Пришлось выходить к своим пешком по полям пять с половиной километров. Там тоже «птички» летали, изрядно нервы пощекотали, – рассказывает офицер.

Ещё большее количество вражеских беспилотников он видел только при работе в Крынках. Туда набирали добровольцев в качестве пехоты. Миротворец вызвался стать командиром взвода. Местность и населённик ему уже были знакомы.

Боевой путь на этом не закончился: Корсунка, Днепрянка, Алёшки. И все сопровождалось атаками FPV, сбросами мин. Многие снаряды не детонировали и приходилось их обезвреживать.

Тут-то Николай вспомнил годы службы в армии и свои познания в инженерном деле. Теперь выполняет функции нештатного сапёра.

Отряд ему нравится. В основном ровесники – те, кому около сорока, есть и молодые – чуть за 25. В одном строю инженеры, слесари, водители пожарных машин, много бывших сотрудников МВД. 

Любимое дело 

Количество неразорвавшихся боеприпасов стало чрезвычайно большим. Среди них дроны со снарядами, мины и хитрые ловушки, которые срабатывают при изменении положения или приближении металлических предметов.

Николай рассказал, что ему посчастливилось встретиться с ребятами, занимающимися радиоэлектронной разведкой и борьбой с дронами. Их работа скрыта: они не выходят на поле боя и не стреляют из дробовиков, а работают за компьютерами, используя антенны и специальные устройства, которые сбивают дроны, вызывают их взрывы и искажают видеосигналы.

– Они уничтожают дроны, помогая таким образом нашим войскам. Однако возникает проблема: много дронов упало, не сработало, и сейчас лежат на боевом участке. Их нужно извлекать в максимально сохранном виде, чтобы изучить, выяснить частоты управления и переправить назад уже переделанными, – говорит Миротворец.

Так получилось, что они помогали этой группе несколько раз. Сейчас Николай постоянно занимается разминированием инженерных боеприпасов, удаляет взрывоопасные вещества, а корпуса отправляет в музей.

– Я помню, как ребята сбили несколько тяжёлых коптеров «Баба Яга» с полным боекомплектом и работающими видеокамерами. Люди боялись к ним подходить. Моя задача была сохранить их целыми и невредимыми, чтобы потом детально изучить устройство и возможности техники противника. 

Есть с кого брать пример 

О своих успехах он подробно рассказывает пятнадцатилетнему Ярославу. Показывает медаль «За отвагу», которую получил после ранения в Красном Лимане, «За храбрость», которой наградили за сбитый «камикадзе», рядом и медаль участника СВО.

Свои награды он хранит рядом с дедовскими. Участник Великой Отечественной войны, в честь которого и назвали Николая, – пример мужества, отваги и скромности.

Реализовал мечту 

– В 2012 году начался мой путь в военно-исторической реконструкции со знакомства с Александром Тасиным на базе страйкбольных игр. У меня уже была команда «Ермак», и Александр присоединился к нам. За время общения я узнал, что он давно занимается военно-исторической реконструкцией и создал клуб «Амурский рубеж», ставший со временем очень известным. Благодаря его усилиям в Хабаровске и Еврейской автономной области проводятся крупные исторические фестивали, такие как «Волочаевские дни» и «Дальневосточный форпост», – рассказывает Николай.

Для дальневосточников пограничная тема близкая и родная – в этом отражается дух региона, о чём говорят и слова известной песни: «У высоких берегов Амура часовые Родины стоят».

У друзей накопилось немало охолощённого оружия, личных артефактов, семейных реликвий, а также таких подарков, как ножи, каски и лопатки, которые стали частью коллекции. И около трёх лет назад Николай вместе с единомышленниками организовал военно-исторический клуб «Дальневосточный пограничник», где проходят тематические занятия для подрастающего поколения. Ребятам рассказывают о героях войны, защитниках рубежей России. Часто проводят реконструкции.

9 мая в семье Николая самый главный праздник. Каждый год он с сыном Ярославом в военной форме несут портреты родных фронтовиков в строю «Бессмертного полка». Они проходят и по парку в Северном микрорайоне, где жил Николай Яковлевич после службы.

Его любимые места преобразились. На пустыре появился красивый парк с фонтанами, детскими спортивными площадками, на озере летом плавают лебеди. Эта то, за что он сражался: спокойствие и мирная жизнь.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)