Ориентация на традиции
logo

Общество

Ориентация на традиции

Валерий ВОЛЬКЕ, фото автора

Интересно и познавательно провести вечер с Хозяйкой Медной горы, Шемаханской царицей и другими героинями сказок мог каждый, кто посетил «Ночь искусств» в Музее истории города.

К слову, таковых набралось более 150 человек. Работникам музея даже пришлось выставить в фойе дополнительные вешалки для верхней одежды, потому что не всем хватило места в гардеробе.

Платье из шторы и Майкл Джексон

— Такую большую аудиторию нам удалось собрать впервые с 2017 года, как мы присоединились к всероссийской акции, — рассказала заведующая культурно-просветительским отделом Василина Мишоян. Еще более двухсот человек нам позвонили после того, как прекратили продажу билетов. Их количество пришлось ограничить, только потому что небольшие площади наших залов, к сожалению, не могут вместить всех желающих.

Кстати, особого внимания заслуживают костюмы главных героинь вечера. Все они изготовлены руками Василины Мишоян.

— Наряд Хозяйки Медной горы я сделала из шторы и юбки, которая оказалась слишком нарядной, подъюбник от моего выпускного платья, — призналась сотрудник музея. — Пояс от него стал бантом на кокошнике Царевны-лягушки. Также перешила некоторые костюмы, оставшиеся с прошлых музейных мероприятий. На это у меня ушел весь отпуск. Кстати, наши образы вдохновили фотографа Валерию Денисенко, и мы сделали фотопроект «Время сказок», увидеть который можно в стенах Музея истории города до 10 ноября.

Море детей и взрослых постепенно перетекло на второй этаж. Именно там в большом зале посетители могли насладиться выступлениями местных вокальных и танцевальных коллективов. Первыми на импровизированную сцену вышли солисты ансамбля «Орфей» с песней «Пойду ль, выйду ль я».

Юные музыканты из объединения «Гитары» удивили публику инструментальными каверами на композиции «Во поле березка стояла» и Billie Jean Майкла Джексона. Но настоящим открытием вечера стала Царевна-лягушка, которая исполнила колыбельную Волховы из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и сорвала овации зала.

Обереги повсюду

IMG_8206.jpg

Концертная программа подошла к концу, но «Ночь искусств» была в самом разгаре. Волонтеры из Хабаровского государственного института культуры поделили посетителей на равные группы. Пока одни принимали участие в мастер-классе «Зайчик на пальчик» — изготовление детского славянского оберега и интерактиве «Русское чаепитие», другие отправились на экскурсию по залам музея.

Первой остановкой стала «Светлица Хозяйки Медной горы» в зале истории Великой Отечественной войны.

— Несмотря на тематику нашей локации, говорить мы будем не о военных предметах, а, как ни странно, об особенностях женского рукоделия, — предупредила сказочная героиня. — Казалось бы, что между ними общего? А все дело в солярных символах, которыми предки расшивали одежду для защиты от несчастий и болезней. В наше время многие путают их с эмблемой нацистской Германии. Я расскажу вам о том, как отличить славянские знаки от нацистских.

Затем мы вместе с Хозяйкой Медной горы перемещаемся в следующий зал. На этот раз она посвятила собравшихся в особенности эксплуатации прялок. К ним, кстати, тоже относились как к талисману.

— Существовало поверье, по которому этот предмет нельзя было мыть. Считалось, если сделать это, то в семье непременно кто-нибудь умрет, — удивила публику персонаж уральских сказов. — Ее только протирали. А еще хозяйки верили, что прялку нельзя показывать посторонним и непрошеным гостям, иначе они заберут всю положительную энергию, и она начнет приносить вред своей владелице.

Посмертные суеверия

IMG_8209.jpg

Следующей остановкой стали покои Шемаханской царицы. В этот вечер их роль исполнил зал дореволюционной истории Хабаровска. Здесь героиня «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина предложила нам ответить на вопросы о солнце русской поэзии. И если год рождения Александра Сергеевича ни у кого не вызвал сомнений — все хором выкрикнули: «1799!», то точное количество сказок, принадлежавших перу классика, знали немногие. Оказывается, семь. Школьники, которые дали правильный ответ, в награду получили золотых петушков на палочке.

Также Шемаханская царица рассказала, что такое светец и какую функцию он выполнял во времена Пушкина. Это прообраз современной настольной лампы — подставка для лучины, при свете которой «три девицы под окном пряли поздно вечерком». Чуть поодаль от этой конструкции расположилась студентка ХГИК Татьяна Горохова в образе русалки. Она поведала гостям об особенностях изображения этого персонажа в восточнославянском фольклоре и о том, почему русалка сидит на ветвях в поэме «Руслан и Людмила».

— Русалки — девушки, погибшие в русалочью неделю, или те, которых прокляли. Чаще всего они были незамужними, изображались в белых одеждах, считавшихся у славян символом траура, — объяснила Татьяна. — Также наши предки верили, что в последний день русалочьей недели водная нечисть собиралась на прибрежных деревьях и пела песни. Кстати, рубашка, которую вы на мне видите, аутентичная, конца XIX века. В ней клали в гроб покойников.

— А вам не страшно примерить ее на себя? — поинтересовались школьники.

— Нет, для меня смерть — это естественный биологический процесс, а в суеверия, с ней связанные, я не верю, — парировала девушка.

Последней остановкой стал зал первых переселенцев на Дальний Восток. Здесь, в декорациях русской избы Василиса Прекрасная и Царевна Несмеяна рассказали о похоронных традициях в дохристианские времена.

Четыре часа программы пролетели незаметно. Многие посетители, подходя к гардеробу, продолжали обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.

— Я в первый раз на «Ночи искусств», мне очень понравилось, — поделился ученик Волочаевского лицея, восьмиклассник Андрей Семенов. — Сегодня узнал, откуда взялись приметы, обряды и ритуалы, некоторые из которых продолжают существовать по сей день. Думаю, что эта информация может пригодиться на уроках истории в школе. Это мой любимый предмет, поэтому старался внимательно слушать все, что говорили экскурсоводы, и запоминать. Теперь буду приходить в этот музей чаще.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)