Открывая тайны Арктики
logo

Общество

Открывая тайны Арктики

Подготовил Андрей ВОЛОШЕНКО

Из порта Петропавловска-Камчатского стартовала масштабная научно-исследовательская экспедиция НК «Роснефть».

Единственное в своем роде российское буровое судно «Бавенит» позволит провести беспрецедентные научные работы, включающие малоглубинное стратиграфическое бурение в Чукотском и Восточно-Сибирском морях. Кроме того, ученым предстоит исследование строения подводной породы в море Лаптевых. Цель всей экспедиции — получить образцы пород континентального шельфа из труднодоступных и малоизученных регионов Восточной Арктики. Многие исследования проводятся впервые в истории изучения российского севера.

Судно ледового класса «Бавенит» — одно из самых оснащенных инженерно-геологических судов в мире. Оно способно выполнять геотехнические исследования грунтов в скважинах на глубину до 300 метров при глубине воды до 1 500 метров и более, а также изучать грунтовый разрез и его характеристики забортными устройствами до 40 метров при глубине воды до 2 500 метров.

Для проведения буровых работ в средней части судна преду-смотрена вертикальная шахта и 26-метровая буровая вышка грузоподъемностью 60 тонн, а также система динамического позиционирования, предназначенная для удержания судна на точке исследований или движения с заданными параметрами при проведении различного вида геотехнических работ.

— «Бавенит» — судно ледового класса, предназначенное для работы в высоких широтах, при отрицательных температурах и в зонах, где не работают системы навигации, — рассказал начальник экспедиции Сергей Гирвич. — Корабль оснащен передовыми технологиями российского производства, а также доукомплектован системой навигационного позиционирования «Нэвис-5000», которая позволяет держать позицию для бурения скважин с точность до 10 см при спокойной воде и до одного метра при штормовых нагрузках до трех баллов. Бурильные компоновки сделаны из специальных сплавов, которые позволяют отбирать пробы грунта высокого качества и с высокой скоростью.

Уникальная технология бурения и геофизического исследования скважин в сложных геологических и климатических условиях северных морей была отработана в рамках реализации проекта НК «Роснефть» по стратиграфическому бурению, который начался в 2020 году. В текущем году планируется бурение с новой системой изолированных компоновок для решения задач в наиболее сложных районах.

— Это уже четвертый полевой сезон. Экспедиция стартовала из Петропавловска-Камчатского и направилась в Чукотское море еще до того, как открылся весь лед в Восточной Арктике. В этом году судно специально дооснащено и с точки зрения технологии бурения стратиграфических скважин, и с точки зрения их геофизических исследований, — сообщил руководитель проекта стратиграфического бурения НК «Роснефть» Андрей Колюбакин.

151.jpg

В ходе экспедиций 2020—2022 годов «Роснефти» уже удалось получить керн севера Карского, Чукотского морей и моря Лаптевых — для каждого моря скважины были первыми в истории его изучения. Добытый ценный каменный материал служит прямым источником геологической информации, необходимой для определения возраста (стратификации), состава и условий формирования пород шельфа Восточной Арктики и прогнозирования состояния нефтегазовых систем региона. Комплексные лабораторно-аналитические и камеральные исследования керна ведут специалисты компании «Иннопрактика» в лабораториях геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

По мнению замдиректора Департамента геологоразведочных работ НК «Роснефть» Николая Малышева, создание достоверной геологической модели любого региона — это ключ к познанию недр, в том числе к обнаружению новых месторождений нефти и газа.

— Наша программа помогает получать огромный пласт геологической информации, которая обрабатывается, интерпретируется. И в итоге мы создаем достоверную геологическую модель региона. Специфика этой экспедиции в том, что мы планируем вскрыть с помощью стратиграфического бурения наиболее древние уровни разреза осадочного чехла, которые имеют сходство с аналогичными комплексами Аляски, — считает Николай Малышев.

Начавшийся полевой сезон будет для проекта самым продолжительным и самым насыщенным. Комплексная программа исследований, стартовавшая в начале арктического летнего сезона, продлится до конца года.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)