Общество
Кто должен платить за юных зайцев в общественном транспорте: родители, государство или водитель? И надо ли платить вообще?
Ответы на эти вопросы пытались найти участники круглого стола, организованного по инициативе детского омбудсмена Виктории Трегубенко.
Зайчики в трамвайчике
Тема беззаботного детства, омрачаемого конфликтами в общественном транспорте, поднята неспроста. Хабаровские водители вновь отличились: еще не все забыли историю с отобранной у пассажирки-школьницы шапкой в качестве платы за проезд, как этой осенью посыпались сообщения о свежих скандалах. В одном маршруте высадили подростка, в другом обматерили, в третьем, наоборот, не выпускали из салона.
За стол переговоров сели все заинтересованные стороны: перевозчики, представители органов власти и защитники детей.
― Я сама работала кондуктором на 8-м маршруте и знала, что на остановке «Почта» после уроков сядут дети и будут просить довезти их бесплатно, ― берет слово Светлана Тремасова, председатель правления краевой ассоциации перевозчиков. ― Мы разрешали, потому что работали сами на себя, а сейчас водителю сложно ― в салоне установлена видеофиксация, и после смены придется объяснять, почему было перевезено людей больше, чем сдано выручки. Отдельные водители неадекватно реагируют на такие просьбы. И, поверьте, им всем руководители предприятий вдалбливают, что так делать нельзя. Ни один перевозчик не хочет конфликтов. Нужно урегулировать ответственность за бесплатный проезд, она должна быть прописана законодательно. За детей ответственность несут родители, в том числе должны обеспечивать их деньгами на поездки, чтобы ребенок не оказался в конфликтной ситуации. Иначе мы получим массовое явление ― подростки начнут ездить бесплатно.
Разрешено все
Апокалипсис уже близок, уверяют перевозчики. Ждать катастрофы в будущем не стоит, она проявляется и сейчас. Юные пассажиры не такие несчастные овечки, коими предстают потом в публикациях про обиженных водителями младенцев. Уж на что они щедры, так на оскорбления, и ведут себя вдали от родительского глазу совсем не по-ангельски.
― Сейчас такие дети пошли — обматерят запросто, ― сетует Елена Желудкова, представитель перевозчика. ― Говорят, что денег за проезд нет, а у самих телефоны дорогие и айфоны. Те ребятишки, что реально из семей, где тяжело с финансами, никогда себя нагло не ведут. Подойдут, попросят довезти, и им не отказывают ― все же люди, понимают.
За круглым столом звучит излюбленное транспортниками сравнение покупки билета и булочки. В магазин мамы чад без денег не посылают, за «спасибо» там ничего не отпустят. В автобус же некоторые мамочки нарочно отправляют детей с пустыми карманами ― авось довезут, а в противном случае поднимем скандал.
― Нужен алгоритм действий на случай, если ребенок не платит за проезд, чтобы избежать злоупотребления со стороны детей, ― предлагает Сергей Лобанов, депутат Законодательной думы Хабаровского края. ― Это должна быть краткая инструкция, чтобы водитель произвел манипуляции за минимальное время и подросток мог выйти.
С манипуляциями тут же начался спор. Закон стоит на защите детей, и потому ни у водителя, ни у кондуктора нет права выяснять личность ребенка. Ответственность за него несут законные представители ― родители. Но как добраться до них, если дитя не называет данных?
― Если ребенок один без денег, взрослый обязан сообщить в полицию о происшествии, ― настаивает омбудсмен. ― Полиция уже свяжется с родителями.
― А как определить, совершеннолетний он или нет? ― задается вопросом Иван Новиков, представитель компании «Пять звезд». ― Я могу это только предположить и, чтобы не оставлять ребенка в опасности, вызвать полицию. Пока приедет машина, автобус и все пассажиры будут ждать и не двигаться с места. Его отвезут в отделение, вызовут туда родителей. Я ― молодец, спас ребенка и поехал, но на практике так не получится. Если была бы опергруппа, которая реагировала бы быстро на такие вызовы, дети-безбилетники перевоспитались бы за пару-тройку рейдов.
― А о психике ребенка вы подумали? Каково ему в полицию попасть? ― возмущается депутат краевой думы Светлана Изотова.
Все задумались о психике и пришли к выводу ― родители должны давать ребенку деньги на проезд. Наличкой или на карте ― неважно. А лучше и то, и другое, чтобы попавшая случайно в стоп-лист карта не нанесла неокрепшей психике урон.
― Снятие денег за проезд с банковской карты в транспорте происходит иначе, чем в магазинах, ― объясняет Павел Тесельский, директор МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр». ― Эквайринг в магазине работает онлайн, мы не можем позволить по 30—40 секунд ждать ответа для каждого пассажира. Поэтому карта оказывается в стоп-листе. В городе ежедневно оплачивается картами 170 тысяч поездок, 0,2 процента попадают в стоп-лист. Половину из них отрабатывает наша служба. Хорошая альтернатива банковским ― транспортные карты, которые в стоп-листе не окажутся. Стоит только пополнять вовремя баланс. Сегодня выпущено 32 тысячи транспортных карт. Мы готовы разработать персональный дизайн карты для школьников.
Капля в море
― Сколько мы перевозим детей за день? Несколько тысяч. Кричащих жалоб — с десяток. А сколько из них едут бесплатно, никто не говорит об этом, ― выступает Марина Ермилова, перевозчик. ― Мы не ячимся, а просто везем, потому что все родители, и жалеем их. Но есть такое понятие «потребительский экстремизм», и мы с ним знакомы на практике. Вы не поверите, но некоторые мамы садят детей в автобусы и не дают им денег на проезд. И это изо дня в день. Знают, что до 16 разрешат проехать, один пожалеет, другой не выдержит, потому что ему надо выручку. Законом не предусмотрено обязанность провоза до 16 лет не оплативших. За проезд должны платить все. Это такая же услуга, как и остальные.
― Жалоба пришла на 80-й маршрут, якобы мы высадили ребенка, ― рассказывает свою историю Эйнар Гусейнов, представитель перевозчика. ― Связались с его мамой, стали выяснять, и оказалось, что не было такого, мальчик сочинил. Мы 20 лет возим до Матвеевки местных детей бесплатно, но не афишируем же. Да, есть водители грубые, не снимаем ответственности с себя. Разбираемся во всех случаях.
― Впереди зима, и мы всем перевозчикам доведем, чтобы напомнили своим водителям ― высаживать детей нельзя, но и ситуацию надо менять, ― подводит итог диалога Владимир Ощановский, начальник управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска. ― Для детей должна быть школьная транспортная карта, и минсоцзащиты пополняло бы им баланс на месяц. Желательно, чтобы они были у всех ребят независимо от достатка родителей и статуса. Пока же вопрос не решен, необходимо напомнить родителям, что они обязаны заботиться о своих детях, значит, и обеспечивать средствами на проезд.
Предложение поддержали, и омбудсмен заверила, что направит для проработки в Законодательную думу и краевое правительство. А пока решили заняться созданием памяток для родителей и детей об оплате проезда, а водителям — об ответственности за высаживание несовершеннолетних из транспорта. Начиная с этой недели в школах на собраниях планируется провести беседы с мамами и папами о поездках в транспорте.