Полет в бессмертие
logo

Общество

Полет в бессмертие

Андрей ВОЛОШЕНКО

Подвиги одних пилотов-асов, совершённые в годы войны 1941—1945 годов, увековечены, а других - незаслуженно забыты по ряду причин. Поэтому даже некоторые факты, обнаруженные автором в ходе личного расследования, позволили раскрыть несколько малоизвестных страниц Великой Отечественной.

История советского военного лётчика Георгия Правосудова заинтересовала меня по нескольким причинам. Сам факт, что он сбил девять самолётов за один бой, не мог остаться незамеченным в ходе изучения архивных материалов и исторической публицистики. Как выяснилось, самолёты штурмана Правосудова немцы сбивали шесть раз, в том числе над оккупированной территорией. Неоднократно его исключали из списков офицеров части как пропавшего без вести. Георгий всякий раз, словно восставая из пепла, возвращался в свою эскадрилью. Его считали заговорённым.

Каково же было моё удивление, когда, пролистывая документы из архива 5-й отдельной дальнеразведывательной авиационной эскадрильи, в которой лётчик-герой воевал в 1943 году, рядом с фамилией легендарного штурмана я увидел запись: «28 февраля 1943 года. Волошенко Борис Петрович. Лейтенант. Лётчик 5-й отдельной дальнеразведывательной авиационной эскадрильи. Погиб в боевом вылете. Похоронен в деревне Коровино Ораниенбаумского района Ленинградской области. На самом деле попал в плен. Освобождён после войны». Оказывается, брат моего родного деда, Юрия Петровича - Борис Петрович воевал рядом с легендой, и не просто воевал, а был последним, кто видел Правосудова после того злополучного боя, оборвавшего жизнь «заговорённого» штурмана.

Но обо всём по порядку. Родился Георгий Константинович Правосудов в августе 1918 года в белорусском Рогачёве. Вскоре семья переехала в Бобруйск. Парень был круглым отличником! Получив аттестат в 1936-м, он без труда поступил в Московскую инженерно-техническую академию связи. Представители НКВД и армии всегда мониторили вузы на предмет перспективных кадров. Военные первыми обратили внимание на Правосудова, провели с ним беседу. В 1938-м он уже учился в Мелитопольском военном авиационном училище лётчиков и штурманов. Надо отметить, что до создания идеальных приборов геолокации хороший штурман был более востребован, чем пилот. Лётчиков обучали всего год. Штурманов - два года. В апреле 1940-го Георгий окончил учёбу и его направили на службу в Могилёв в 125-й бомбардировочный авиаполк.

После начала войны полк за две недели сгорел в небе. Неповоротливые бомбардировщики СБ не могли тягаться с фашистскими истребителями.

Самолёт Правосудова тоже сбили 26 июня 1941 года рядом со Слуцком. Георгий и пилот лейтенант Кубышкин успели выпрыгнуть с парашютами из горящей машины и успешно добрались до своих.

Переучившись в Казани на новый тип самолёта, пикирующий бомбардировщик Пе-2, Георгий прибыл на Ленинградский фронт. 24 сентября самолёт, в котором он летел, подбили, но экипаж смог посадить горящий бомбардировщик в тылу врага и пересечь линию фронта.

8 января 1942-го Пе-2 с Георгием на борту атаковали истребители. Бывалый штурман вновь воспользовался парашютом и вернулся в эскадрилью. После этого его перевели в разведывательную авиацию, в которой, по статистике, после 30 вылетов из десяти экипажей выживал один. Аэрофотосъёмка требовала плавного движения самолёта-разведчика по одной линии, поэтому они становились лёгкой добычей для немецких зенитчиков.

Экипаж бомбардировщика Пе-2 в составе Правосудова, Рязанцева и Шахлина совершал рисковые рейды по тылам противника. Команда считалась лучшей разведгруппой в эскадрилье. Всех троих представили к орденам Красного Знамени. На этапе рассмотрения начальство решило, что их подвиги соответствуют более скромным по статусу орденам Красной Звезды. Но Шахлин и Рязанцев их получить не успели, так как погибли 29 мая 1942 года из-за отказа двигателя воздушной машины после обстрела. До аэродрома долетели, но Пе-2 рухнул. Правосудов снова выжил, получил ранение. Был назначен штурманом эскадрильи, мог летать меньше, но сердце звало в небо.

В следующий раз, 1 августа 1942-го, Пе-2 с Правосудовым на борту сбили рядом с аэродромом Коростовичи в Ленинградской области. Лётчика Сергеева и стрелка Давыдова гитлеровцы взяли в плен. Георгий же в шестой раз ушёл от преследования, вернулся в часть с отснятыми разведывательными материалами. Покидая подбитый самолёт, он всегда успевал забрать результаты аэрофотосъёмки - из 46 разведывательных вылетов не провалил ни одного задания. Правосудова представили к званию Героя Советского Союза, но безрезультатно, хотя с данными его фоторазведки авиация Ленинградского фронта наносила бомбовые удары по десяткам аэродромов противника, зенитным точкам, скоплению вагонов с военными грузами, местам крупных дислокаций гитлеровцев.

Из представления к награде:

0103_22.jpg

«Пробиваясь к объектам фотосъёмки, выдержал 8 воздушных боёв. В подавляющем большинстве имелось сопротивление зенитной артиллерии, но ни разу по этой причине не было срыва задания. В воздушном бою 1 августа 1942 года был сбит в районе Ропша, но выбрался на свою территорию. В этом и другом случае имел тяжёлые ушибы, от отдыха отказался, потребовал включения в экипаж. За совершение очередных 25 вылетов, за исключительный героизм в борьбе с немецкими оккупантами, за беспредельную преданность делу обороны советской Родины достоин присвоения звания Герой Советского Союза».

Но по мере прохождения наградного листа по инстанциям статус награды понижался: командованием ВВС Ленинградского фронта - до ордена Ленина, приказом по войскам Ленинградского фронта - до ордена Красного Знамени (второго по счёту).

Вылет 28 февраля 1943 года был 170-м по счёту и роковым. С лётчиком Борисом Волошенко и радистом Александром Якименко они вели разведку в районе Гатчина - Сиверская. На перехват Пе-2 подоспели четыре немецких

Ме-109. Просьба по рации выслать в подмогу истребители ни к чему не привела. Фашисты, столкнувшись с сопротивлением, подняли в небо ещё четыре «мессера». Экипаж сражался ожесточённо, но бой был неравным. Пе-2 упал в районе села Коровино недалеко от линии фронта. Уже позже в обломках красноармейцы отыскали останки и документы радиста Якименко, решив, что погибли все.

Правду узнали только в 1945-м, когда выяснилось, что пилот Борис Волошенко жив. Он спрыгнул с парашютом, попал в плен, прошёл концлагерь, потом его освободили. Оказалось, Правосудов тоже покинул горящий Пе-2, но купол парашюта вспыхнул, и он обречённо упал вниз, сжимая в руках стропы.

Георгия Константиновича представили к званию Героя Советского Союза посмертно. Но помешала деталь. Когда пилота Бориса Волошенко допрашивали фашисты, он видел в кабинете на столе вещи Правосудова: часы, планшет, портупею… Переводчик сказал, что его тело нашли те самые офицеры люфтваффе, которые сбили их самолёт, видели храбрость членов экипажа. Поэтому фашисты похоронили его с воинскими почестями, как героя. В СССР это считалось компрометирующим фактом, и представление к высокому званию снова осталось без реализации.

Что же касается моего деда, Бориса Петровича Волошенко, то он прожил долгую и яркую жизнь: после войны служил в армии, был авиаинструктором, преподавал в университете, работал в правоохранительных органах. При этом никогда не рассказывал о своих подвигах и о личном знакомстве с человеком-легендой - Георгием Константиновичем Правосудовым. Вечная память воинам-освободителям!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)