Общество
Автомобильные войска самые многочисленные в российской армии. Неудивительно, что отечественные вооружённые силы невозможно представить без военных водителей. Свой профессиональный праздник они ежегодно отмечают 29 мая. В преддверии Дня военного автомобилиста заместитель начальника службы – начальник отдела (эксплуатации и ремонта) автобронетанковой службы управления технического обеспечения Восточного военного округа полковник Борис Загайнов рассказал корреспонденту «СН» о буднях автомобильных войск .
– Автомобильные войска обеспечивают все остальные виды войск. Это и перевозка личного состава, и подвоз материальных средств, имущества, эвакуация раненых и многое другое. Профессиональный праздник официально отмечают с 2000 года. Прообразом автомобильных войск стали специализированные команды инженерных войск, которые появились в русской армии в 1906 году.
На сегодняшний день автоподразделения, которые оснащены современной военной техникой, успешно обеспечивают выполнение боевых задач. У нас на вооружении стоят более 20 типов разных транспортных средств: от обычных внедорожников до многотонных специальных машин. Кстати сказать, незадолго до начала СВО наш округ получил новые МТО-УБ на базе автомобиля-вездехода «Урал-4320».
Такая техника предназначена для проведения ремонта в полевых условиях. Она оснащена станками, необходимыми инструментами и даже сварочным аппаратом. А установленный на ней кран-манипулятор поднимает грузы и технику весом до четырёх тонн. Характеристики этой машины позволяют качественно выполнять работу как в ходе специальной военной операции, так и в условиях сложного климата Дальнего Востока.
– Но ведь автомобильные войска – это не только машины. Наверняка сегодня к водителям предъявляются повышенные требования?
– Вы совершенно правы. В воинских частях Восточного военного округа регулярно ведётся набор солдат на водительские курсы. Большинство успешно сдают экзамены и получают водительское удостоверение категории С, а через год бесплатно получают категорию D. Но применение высокотехнологичного вооружения в современном бою, в частности на СВО, кроме получения водителями базовых знаний требует дополнительного обучения. Программа подготовки за последние два года была существенно доработана. Прежде всего она учитывает действия противника с массовым использованием беспилотных летательных аппаратов. Поэтому сегодня водители учатся применять средства радиоэлектронной борьбы.
Можно с уверенностью сказать, что военный автомобилист – специалист универсальный. Он может быть не только водителем, но и ремонтником, инженером, крановщиком. Толковый водитель востребован всегда, причём не только в армии.
– Борис Олегович, интересно всё-таки знать, как эволюционировала военная техника хотя бы за последние полвека?
– Уже в самом начале Отечественной войны 1941–1945 годов советские военачальники понимали, что боевые действия будут долгими и масштабными. Стране нужно было как можно больше грузовиков для переброски войск, эвакуации раненых, подвоза оружия, боеприпасов и продовольствия. Самым массовым тяжеловозом военных лет стал ГАЗ-АА, который больше известен как полуторка, потому что мог перевозить груз до полутора тонн. Причём такой простой и надёжный грузовик имел множество предназначений. Полуторка служила тягачом, ремонтной мастерской, шасси для радиолокационной станции, санитарной машиной и бронеавтомобилем.
Наработки автомобилестроения с тех пор были приумножены и усовершенствованы. Принципиальное отличие современных машин в том, что, если раньше мы работали на количество и выигрывали за счёт масштабного производства и неприхотливости советской техники, то сегодня большое внимание уделяется сохранению показателей надёжности. В последние годы выросла потребность в создании бронетранспортёров и модернизированных грузовиков. Мобильность и защищённость личного состава на поле боя – важнейшие факторы успеха. В качестве примера успешной модели могу привести широко известный броневик ГАЗ-2330 «Тигр», обладающий усиленной защитой корпуса и современным вооружением. Но самым ярким представителем современных полноприводных автомобилей являются «Тайфуны». Это целое семейство бронемашин, созданное для ВДВ и ПВО. По характеристикам подвижности, живучести, надёжности новые машины соответствуют современным требованиям, при этом каждая из них обладает высокой ремонтопригодностью. В отличие от техники блока НАТО более 80 процентов ремонтных работ на наших машинах осуществляется в полевых условиях.
– Мы живём в мире высоких технологий. Успевает ли отечественное военное автомобилестроение идти в ногу со временем?
– Успевает. Требования, предъявляемые к нему, близятся к общепромышленным стандартам. Если раньше мы стремились к тому, чтобы освоить новую технологию или создать узлы и агрегаты, то сегодня ещё стоит задача улучшить уже изученные технологии для снижения утомляемости водителя и, соответственно, повысить его КПД. Для сравнения возьмём старые реечные усилители руля, из-за которых солдату было сложно провернуть колёса. Сейчас их не используют, потому что на смену им пришли гидравлические и электрические рейки. Благодаря этому, а также обновлённым требованиям к рабочему месту, военный водитель на новой технике меньше устаёт: сиденья, которые раньше состояли из поролона, сейчас выпускают с пневмоподушкой. Говоря о других изменениях, могу сказать, что средняя скорость по трассе на марше увеличилась почти на 40 километров в час, хотя 15 лет назад тот же КамАЗ или Урал ехал не больше 60-ти. Как следствие, бойцы способны совершать марш на 800 и даже 1000 километров за сутки.
– Вражеские беспилотники роями летают над позициями и пытаются контролировать дороги, по которым осуществляется подвоз продовольствия и боеприпасов. Как защищают технику от беспилотной авиации?
– На эту угрозу наши инженеры, безусловно, не могли не отреагировать. На машины устанавливают металлические противодроновые сетки. Они защищают от FPV-дронов с кумулятивным зарядом и мелких сбросов. А на машинах, которые перевозят личный состав, например КамАЗах, специалисты переделывают кузов в защищённую капсулу из толстого листа железа. Дополнительно техника оснащается средствами РЭБ, а водителям выдают дрон-детекторы.
Кроме того, в зоне спецоперации наши специалисты активно применяют багги-вездеходы. Лёгкие машины этого класса за счёт низкого веса обладают высокой проходимостью, а небольшие габариты авто позволяют меньше привлекать внимание и быстро её маскировать.
– Что бы вы пожелали своим сослуживцам и коллегам в профессиональный праздник?
– События последних лет подтверждают, что военные автомобилисты с честью выполняют долг. Поэтому, пользуясь возможностью, я поздравляю ветеранов автомобильных войск и действующих воинов-автомобилистов, их родных и близких с профессиональным праздником. Желаю всем крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов в боевой работе, оптимизма и скорейшего возвращения домой целыми и невредимыми.