Общество
На южно-донецком направлении ночная тишина на линии боевого соприкосновения нередко нарушается зловещим, ни с чем несравнимым, высокочастотным монотонным жужжанием. Это работают операторы БпЛА гвардейского мотострелкового полка. Один из них – Дмитрий с позывным «Подхват», который выполняет задачи в составе группировки войск «Восток». Доброволец из Белгорода подписал первый контракт в 2022 году и пошёл на СВО.
– Изначально был штурмовиком, позже стал оператором разведывательного дрона под руководством своего командира, вслед за которым и поехал на Дальний Восток. Для меня важно служить под командованием человека, которому доверяю и которого знаю давно, – рассказывает Подхват.
Дмитрий начал службу оператором БпЛА в 2023 году, понимая, что это глаза командира и штурмовика, а хороших операторов не хватает. Поэтому он продолжал развивать свои навыки даже в отпуске.
– Характер боевых действий с 2022 года сильно изменился, и сейчас БпЛА играют огромную роль, – подчеркивает он. – Если раньше дроны применялись относительно нечасто, то теперь даже на одного человека могут охотиться сразу несколько «птиц».
Первым серьёзным заданием стало взятие Малиновки. До начала штурмовых действий Подхват вёл разведку с воздуха, наблюдая за передвижениями противника. Разведданные оказались бесценными. Подхват точно определил расположение огневых точек, минных полей и укрытий солдат ВСУ. Благодаря его информации штурмовая группа смогла разработать оптимальный план наступления, минимизировав потери среди личного состава.
– Когда стрелки продвигались, я работал с ними в режиме реального времени, – рассказывает Дмитрий. – Выявляя укрепления противника, сбрасывал на них ВОГ, чтобы подавить сопротивление. Иногда с помощью FPV приходилось разрушать здания, чтобы заблокировать врага в подвалах.
Во время атаки дрон Дмитрия постоянно находился в воздухе, оказывая непосредственную поддержку штурмовым группам. Он выявлял укрепления противника, которые не были замечены ранее, и корректировал огонь артиллерии. Кроме того, оператор сбрасывал гранаты и другие заряды с «птицы» на позиции врага, подавляя сопротивление и расчищая путь для наших войск.
– Каждая секунда промедления может стоить жизни товарищам, поэтому действовал быстро и решительно, мгновенно реагируя на меняющуюся обстановку на поле боя, – продолжает рассказ Подхват. – Особенно запомнился один эпизод, когда наши бойцы застряли под плотным огнём из замаскированного дота. Зависнув над позициями противника, я сумел разглядеть узкую амбразуру, которую ранее никто не замечал. Сразу же передал точные координаты артиллеристам, и через две-три минуты прицельный залп уничтожил вражеское укрепление. Штурмовая группа смогла продолжить наступление, а все воины остались живы.
По словам Дмитрия, мирных жителей в Малиновке не было. Противник пытался провести ротацию и подвезти подкрепление, однако попытки были пресечены. Он подчеркнул, что благодаря круглосуточному наблюдению операторы фиксировали все передвижения:
– Противник использовал пикапы, автомобили Humvee и другую легкобронированную технику, но, применяя беспилотники, мы без проблем их уничтожали. В частности, кумулятивными боеприпасами. Небольшие и относительно недорогие дроны имеют высокую точность поражения и могут эффективно выводить из строя даже хорошо защищённую машину, попадая в уязвимые места.
Эффективность применения беспилотников в данных условиях подтверждает необходимость постоянной адаптации к реалиям современного боя.
– Приходилось выполнять даже гуманитарную функцию, когда использовал дрон для доставки медикаментов, воды и провизии раненым воинам на передовой. Это позволяло стабилизировать их состояние до прибытия медицинской помощи, – рассказывает Подхват.
Противник пытался бороться с нашими дронами, используя РЭБ, который глушил сигнал в Малиновке. Но благодаря специальной прошивке удалось избежать потери связи с «птицами».
– Работал в основном с «Мавик 3Т», используя его для разведки и сброса зарядов в любое время суток, – показывает Подхват беспилотник. – Частоты меняли постоянно, чтобы мою «птицу» не посадили. Уже год на ней работаю, жалко будет потерять. Также готов учиться и использовать другие беспилотники, если это необходимо для выполнения задач.
Дома Дмитрия ждут жена Марина и сын Павел, которым он передаёт привет.
– Пашке обещал вернуться с подарком, – улыбаясь, говорит он. – Сын перед моим отъездом тайком положил мне в рюкзак свою игрушку, которая стала для меня талисманом. Я всегда смотрю на неё, и у меня на лице улыбка.