Общество
В честь одного из главных культурных событий зимы не проводили громких презентаций. Но это явно оно: музей «Мир говорящих машин» (МГМ) выпустил сборник современной дальневосточной музыки «Шуми, Восток».
Несколько дней назад 12 треков от разных исполнителей из Хабаровского края просто появились в соцсетях и на музыкальных платформах. Тут есть все, от неоклассики и современной эстрады до экспериментальной психоделики, бардовской песни и фолк-композиций. Работа почти научная: это кропотливо сделанный срез местного музыкального процесса, который действительно достоин стать экспонатом.
— Идея родилась, наверное, года три назад, — рассказывает в интервью директор МГМ Евгения Веретенникова. — У нас в музее есть краеведческий уголок, но он крайне скуден: записи Кола Бельды и пластинка с тремя песнями о Хабаровске 1985 года выпуска. А хочется показать еще что-то!
Сотрудники музея тщательно обдумали идею и в итоге написали заявку на грант от Президентского фонда культурных инициатив, который выиграли. Вот в этом месте становится понятно, сколько стоит выпустить хороший музыкальный альбом: на эти цели МГМ выделили 3,4 млн руб.
— Работа шла в трех городах: вокал писали в Хабаровске, многие инструментальные партии — в Санкт-Петербурге, ну а сводилось все уже в Москве, — объясняет Евгения. — И это важно: не у всех местных исполнителей есть возможность выпустить свои треки в высоком качестве.
Это правда. Особенно если вы группа «Черты Характера» из Солнечного и недавно дебютировали на открытии поселковой библиотеки. Звездам вроде Starkillers или «Up’реля» полегче. Но ведь не все выбрали массовую музыку...
Смысловые рифмы
Недаром «Шуми, Восток» открывает трек «Бурхаан» от Дениса Рихтера. И вообще-то это инструментальная композиция для скрипки, а сам Денис — артист Дальневосточного симфонического оркестра и композитор, в основном академический. Но звучит она не так, как ожидаешь при слове «неоклассика». Это легкая и выразительная мелодия, под которую приятно работать, смотреть в окно на снег или просто думать.
Кстати, о последнем. «Шуми, Восток» — безусловно, работа не только с разнообразием, но и со смыслами. Это не просто срез, но и анализ местной музыкальной культуры. Не нарочитый, однако ощутимый даже по подбору треков. Не зря же рок-дебютанты «Черты характера» четко рифмуются с суперуспешными в этом направлении Starkillers, «Up’рель» и квартет «Триумф» играют светлую поп-музыку, которую мы заслужили, душевный бард Юлия Киселева перекликается с таким же душевным, но из другого поколения, Олегом Легким, а психоделический дуэт «Шизандра» вместе с «Очень стеснительным парнем Лешей» внезапно отвечают за хип-хоп.
О чем они размышляют, как чувствуют? Очень любопытный вопрос, который приносит внезапные открытия.
Не кушай мячей!
Песня «Лошадь» Олега Легкого длится всего минуту, и это не самая короткая из его композиций. В 2012-м он наделал такого шуму своим альбомом «Рыбы Амура», написанным на коленке, что попал на обложку журнала «Афиша» и поехал на заграничные гастроли. А по «Рыбам» поставили мюзикл.
Так вот. Как же приятно сказать, что «Лошадь» нисколько не хуже рыб! Тексты у Олега всегда получаются потрясающе. Вы только посмотрите:
«Я здесь, моя лошадь, не бойся, не плачь.
Давай поиграем в морковку и мяч.
Легко догадаться: морковка вкусней.
Не плачь, моя лошадь, не кушай мячей!»
Вот и вся песня, спетая под гитару вкрадчивым голосом. Сначала ты посмеиваешься, а потом не замечаешь, как переслушиваешь в пятый раз. Такой же добрый, тонкий и слегка грустный юмор у группы «Поль Бемоль» — в сборник попал их невероятно мечтательный трек Oui про сон о Париже.
Тут можно провести не только стилевой, но и поколенческий водораздел: «молодая» хабаровская музыка, оказывается, далеко не такая ласковая. Трудности отношений, боль расставания, рефлексия — все здесь очень серьезно. А «Шизандра» в композиции «Зверь, зверек» и вовсе озвучивает весьма некомфотные темы: про темные стороны личности, душевную злобу… и да, про нашего внутреннего зверя, которого надо принять. Музыка, кстати, у брата и сестры Джан-Ша под стать содержанию: под это не расслабишься и не потанцуешь. Надо быть готовыми.
Как передать благоговение
Отдельным ценным подарком получился фольклорный блок. «Метелица» от фолк-фьюжн-проекта «Красные бусы» бережно несет нам русскую народную песню, а вот «Буэ Нанайсал» от Раисы Ходжер и проекта «МА ГАК ПА» — нанайскую. Она рассказывает о том, как бытовали на этой земле коренные народы — охотились, рыбачили. И как хотят продолжать жить в мире и дружбе со всеми.
— Раиса Ходжер — первостроительница Амурска, легендарная женщина с огромным списком достижений, — рассказывает создатель «МА ГАК ПА» Сева Лужански. — Сейчас ей 79, она продолжает писать песни и выступать. Я не определял жанр того, что у нас получилось. Пусть будет нанайский панк. В аранжировке нет каких-то особых инструментов — все по классике: живая запись, какие-то барабаны…
На самом деле, это очень бережная, даже благоговейная обработка, слегка приправленная азиатскими ритмами. И Сева легко передает свое благоговение слушателю (именно этот трек в итоге первым поселился в плейлистах моих знакомых). А еще сам он нанаец по материнской линии.
— Тело у меня другое, а кровь нанайская — шутит Сева.
Завершает сборник знаковая «Не уезжай» от группы «Up’рель». И правда, не надо — лучше еще раз послушать всю эту красоту и дождаться сборного июньского концерта участников. Он будет приурочен к выходу «Шуми, Восток» на виниле — пластинку спрессуют на мини-заводе в Москве.
Пока же участники дают концерты отдельно — как раз на базе «Мира говорящих машин». Следите за обновлениями.