Предновогоднее спасибо Чарльзу Дарвину
logo

Общество

Предновогоднее спасибо Чарльзу Дарвину

Дарья УЛАНОВА, фото из архива

Хотите под Новый год увидеть что-то по-настоящему необычное? Тогда просто посмотрите на старые открытки. За свою двухвековую историю поздравительные картинки много раз успели по-настоящему нас удивить.

И если вы думаете, что это случалось эпизодически или периодами, то нет: легкая (а иногда и тяжелая) безуминка сопровождала праздничные рисунки более-менее всегда. Итак, поговорим о том, чего вы точно не ожидали увидеть на новогодних и рождественских почтовых карточках. А оно там есть.

Профессор Ихтиозавр и викторианские мемы

Первую рождественскую открытку (тогда новый год еще не был в таком почете) придумали в Англии. По одной из версий, у нее вообще юбилей ― в уходящем году ей стукнуло 230. В 1794-м художник Уильям Добсон подарил своему другу на Рождество карточку с зимним пейзажем и счастливой семьей возле елки. А первый открыточный ажиотаж в 1843-м устроил сэр Генри Коул, разослав тираж по всем своим знакомым.

Сначала на карточках были люди, но вскоре появились животные и сказочные существа. В итоге к 1870-м на европейском и особенно английском рынке начался настоящий бум: карточек было столько, что выбрать из них не представлялось возможным. Надо было как-то выделяться, и издатели делали все, что могли.

Вот вам, например, петух, который пытается оттащить от утки свирепую черепаху: та вцепилась ей прямо в горло. Чем не иллюстрация для добрых искренних пожеланий, в самом деле? Шествие воробьев с факелами? Плюшевые мишки-разбойники с ножами, похищающие куклу? В общем, ожившей елкой или свечкой с лицом тогда и правда мало кого можно было поразить.

Но тут, к счастью, подоспел Чарльз Дарвин с распространением своей теории эволюции. Его идеи привнесли в открытки экзотику. А именно… динозавров и мамонтов. Что? Да! На одной из таких карточек, например, компания доисторических ящеров внимательно рассматривает изображение человека. «Идеальный отпечаток будущей формы жизни открыт профессором Ихтиозавром, профессором Мегалозавром и…?» ― гласит фраза внизу. На другой мамонты и шерстистые носороги сотоварищи веселятся на катке в ледниковый период. И везде традиционная зимняя поздравительная надпись: «The Compliments of the Season».

Казалось бы, зачем такая изощренность? А все просто: викторианские открытки ― те же мемы, только печатные. Так европейцы нашли способ обмениваться веселыми картинками за 150 лет до того, как это стало мейнстримом.

Запорожский казак желает здоровья

запорожец.jpg

В России открытки появились во второй половине XIX века и изначально представляли собой западные экземпляры, на которых просто меняли надписи. Не знаем, завозили ли в царскую столицу нарисованных диплодоков, но снеговик, целующийся с елкой, или свиньи с хвостами в виде цифр вполне себе встречались. Собственные сюжеты появились у нас к 1895-му. И работали над ними серьезные профессионалы: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Маковский, Николай Рерих и другие большие художники. Например, Илья Репин представил открытку с… запорожцем. Ну а почему нет? Видимо, именно тогда на его холстах они изо всех сил писали письмо турецкому султану.

А была еще королева зимних поздравлений ― Елизавета Бём. И она, похоже, оказалась самой веселой.

― Невероятно популярными героями российских дореволюционных открыток были ангелы, ― отмечает специалист музея истории Хабаровска Татьяна Гринкруг. ― И, конечно, дети, которые предаются зимним забавам.

­­Кстати, не только зимним. Наше любимое творение Бём ― малыш верхом на… стрекозе. Ну а чему вы удивляетесь после воробьев с факелами? «Помолись, да и в путь пустись», ― подписана картинка. Тут не поспоришь. Без молитвы садиться на стрекозу и мы не советуем. И вообще не советуем. Запрягать в сани ежа, по мнению художницы, все же безопаснее. Но и тут мы, знаете, исполнены скепсиса.

Дед Мороз и квартирный вопрос

ключи.jpg

С приходом советской власти открытки сначала запретили, но потом достаточно быстро вернули. И правильно сделали: какой простор для творчества открылся у новых художников! Особенно если учесть, насколько важно было следить за актуальностью праздничных сюжетов. На новогодних карточках воевали и строили, покоряли Антарктиду и прокладывали БАМ, летали в космос и налаживали телевещание. Все это с равным успехом могли проделывать Дед Мороз, Снегурочка или, к примеру, заяц с пингвином.

Так что привыкшему к размаху мысли советскому человеку хоровод вокруг елки в межзведном пространстве не казался чем-то захватывающим. То ли дело… ключи от квартиры! Мы серьезно. Художники освещали все злободневные вопросы, в том числе и жилищный. Так что в 1960-х мелькали на открытках то окна, то двери желанных хрущевок, а то и заветные символы скорого обретения собственной жилплощади в красной коробочке.

Квартира (а не книга) тогда и правда была лучшим. А подарить хорошему человеку открытку с красиво светящейся новостройкой ― чем не выражение настоящей глубокой симпатии?

Думаете, как-то слишком прозаично? Хорошо, специально для вас у нас есть кот с кулебякой под мышкой 1969-го года выпуска. Причем кот нарисованный, а кулебяка, похоже, нет. Веселого Нового года!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)