Общество
О чем пишут женщины? Такой вопрос в краевом институте развития образования решили задать трем хабаровским прозаикам и одной поэтессе.
— Легче рассказать, о чем не пишут, — шутили мы, готовясь к беседе.
Возможно, именно поэтому отвечали целых два часа. Зато получилось, как и задумывалось, неформально и вполне душевно. А как иначе, особенно с таким-то началом…
Сильно разреженное волшебство
— Приятно заняться чем-то посторонним в середине рабочего дня, — весело призналась Татьяна Троценко, которой выпало выступать первой.
Ее авторский путь стартовал весьма оригинально — с крупного глянцевого журнала Cosmopolitan:
— Я была в декрете, и мне очень были нужны деньги. А в журнале была рубрика «Косморассказ», и они платили гонорар. Я прочитала требования: чтобы все заканчивалось хорошо, было про любовь и вообще прекрасное — и написала. А они взяли его и напечатали. Я посмотрела, что тираж 835 тысяч экземпляров, и во мне проснулись все комплексы. Только приличная оплата примирила меня с публикацией.
После ее стали печатать в менее глянцевом, но более серьезном литературном журнале «Дальний Восток». Затем эти повести и рассказы вошли в сборник «Мамба и Ёнка» — про необычные приключения мамы с дочкой.
— В каком стиле я пишу? Как сказал один читатель, это реализм с чудинкой. Не магический реализм, а такое сильно разреженное волшебство. Думала, откуда эта чудинка взялась, и мне понравилось сваливать все на бабушку Шуру. Она была совершенно реалистичным и прагматичным человеком во всем, но не в рассказах. Могла, например, вспоминать, как молилась, а в ответ младенец Иисус дрыгнул ножкой с иконы. Возможно, от нее мне это и передалось.
Разница миров
Ее коллега по перу Надежда Ташлыкова уверена, что стала писать для детей и подростков, потому что во втором классе на весь день ушла из дома:
— Взяла любимые пластинки и медведя — была уверена, что этого вполне достаточно для выживания. Весь день просидела у подружки, пока ее мама не пришла и не выгнала меня обратно. Прихожу домой, а мама затеяла стирку: простыни колышутся на ветру во дворе, а она мне говорит: «Где ты бегала весь день? Мне тут помогать надо». Я была в недоумении: она меня даже не потеряла, не спросила, что случилось. И вот это недоумение, разница того, как взрослые воспринимают мир и как его видит ребенок, подтолкнула меня. Сейчас я уже сама мама, у меня две дочки 15 и 8 лет, и с ними вместе растут мои истории.
У Надежды несколько книг для детей разного возраста: «Маша и пескарик», «Другой мир», «Аниматоры» и т.д. А только что вышла в свет (еще хрустит!) «Земля леопардов» — как говорит сама писательница, о мире мальчишек, сумбурном и бестолковом. Презентация пройдет уже 18 марта.
По-хулигански обо всем
Автор молодежной трилогии «Awakers. Пробудители» Катерина Томина честно призналась, что считает писательство смыслом жизни. Своим романам она посвятила 15 лет:
— На самом деле я никогда не думала, что сумею написать книгу. Но будучи ребенком мечтала это сделать и посвятить ее своей бабушке. А когда дописала первый том «Пробудителей», поняла, что это не та история, которую я хочу ей посвящать. Потому что книга немножко хулиганская, и мне за нее бывает неловко, но никогда не стыдно. Когда меня спрашивают, о чем она, я теряюсь: мне кажется, что обо всем. Давайте я вам лучше покажу ролик, а вы сами угадаете.
— Кажется, не очень взрослые персонажи проходят свой путь и занимаются творчеством, — раздалось из зала.
— Великолепно! Вы совершенно точно рассказываете, — похвалила Екатерина. — В реальности это история о начинающей рок-группе, которая очень желает войти в историю, но пока в истории только вляпывается. Потому что быть творческим человеком очень весело, но не всегда легко. А когда мне говорят: «Но в конце никто не пробудился!», я отвечаю: «Не может быть! А как же я?»
Цвет веселого цыпленка
Кажется, у любого писателя есть такая «история начала». Моя — про дефицитное ярко-желтое пальто, которое тетя привезла из Китая, когда мне было восемь лет. Стояла весна, пели птицы, а у меня был лучший прикид в городе — как тут не начать писать стихи? Вот я и начала. Про весну, конечно. Когда торжественно продекламировала их маме, она хохотала минут пять, а потом перевела дух и сказала:
— Даша, давай мы это запишем. Вдруг пригодится…
С тех пор у меня вышло пять сборников, а эта бумажка до сих пор хранится у нее. О чем я пишу? Даже не буду отпираться: о человеческих чувствах и эмоциях, потому что уверена, что это самое главное в жизни. Самые прекрасные и самые ужасные вещи люди совершают под их влиянием.
Правда, многие почему-то считают, что главной в стихах непременно должна быть романтическая любовь, но это совсем не так. А потому на встрече я читала про друзей, одиночество, страх жить и умение отпускать. Кажется, убедила.
Вопросы из зала звучали разные: о том, какой формат книг нам больше нравится — текст или аудио, не мешает ли журналистика поэзии, любят ли читать писательские дети и что на тумбочках у нас самих. Тут целый ворох: от «Войны и мира», «Гарри Поттера», Владислава Крапивина и Тамары Михеевой до Марины Цветаевой и современных поэтов. Так что читать мы любим так же, как и писать. Надеемся, что любите и вы. И однажды прочитаете нас.