«Птички» в клетке
logo

Общество

«Птички» в клетке

Валерий БЫКОВ, фото автора

«Птичка» – так у воинов называется беспилотный летательный аппарат. И это неважно, имеется ли на нём взрывоопасная начинка или нет. Даже пустой беспилотник – серьёзная угроза, так как выполняет задачи по разведке местности и передаёт данные на вражеский КНП. Останавливать таких «птичек», что летят на наши позиции, – работа подразделений радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки.

«Силки» для вражеских «птичек» расставлены. Частоты, на которых они летают, тоже понятны. Остаётся только ждать. Операторы расчётов станций и комплексов наблюдают за мониторами в ожидании налёта, а наблюдатели из «мотострелков» на позициях не спускают глаз и стволов ружей с неба.

– Летят! – раздаётся в рации.

– Ждём! – следует ответ, – пусть подлетят поближе.

Стая уже опасно близка, и в бинокль можно рассмотреть, что повесили на их «брюхо» бойцы ВСУ. И вдруг беспилотники начинает буквально «бить» в лихорадке: беспорядочная и хаотичная рябь вместо видеосигнала и кружение аппарата вокруг своей же оси со стремительной потерей высоты.

«Заземлили» – звучит в рации. Можно выдохнуть и выходить за трофеями. Но расслабляться рано. Противники, что готовили «птичек» к вылету, могли понаоставлять сюрпризов, которые могут сдетонировать, реагируя даже на вибрацию земли за пару десятков метров, поэтому нужно быть бдительными.

– Парни, глаза приготовьте: действуем аккуратно, шумим по минимуму, если «пернатые» начнут «грубить», не церемоньтесь, – снова раздаётся в рации.

Грубить – это значит воспроизводить записанную заранее звуковую дорожку в чип дрона, когда он инициирует свои системы к изменениям статуса устройства. Например, подготовка к полёту, старт с площадки и так далее. 

Тем временем «птички» обез­врежены, подобраны с земли и уже доставлены к РЭБовцам. Голос из рации принадлежит заместителю командира взвода с позывным «Борода», и он уже без условностей рассказывает, что FPV-дроны, которые сего­дня «успешно захватили», в скором времени будут полностью разобраны и изучены.

– Мы изучаем каждый «сбитый» беспилотник, чтобы понимать, как меняется противник и как меняет свои подходы к ведению боевых действий. К примеру, сейчас противник старается ставить «ловушки», дополнительные средства определения геолокации, чтобы определить, куда мы унесём «птичку», и «шарахнуть» туда из артиллерии. А после того как беспилотник будет изучен, мы соберём его обратно, повесим свои «игрушки» и отправим на их позиции к противнику, – объясняет Борода. – Технологии в сегодняшней войне крайне важны, и подразделения «борьбы и разведки» (имеются в виду РЭБ и РЭР), с разных сторон фронта соревнуются между собой постоянно.

У Бороды на верстаке собрана настоящая мастерская радиоэлектронщика: строительный фен, паяльник, припои, коробочки и ящички с разными чипами и контроллерами, а под верстаком и вокруг него детали от «птичек». Это рутинная работа, которая совмещает в себе деятельность военного и исследователя. И именно она способствует сохранению жизней штурмовиков на переднем крае, пехотинцев и танкистов, десантников, артиллеристов и сапёров, потому что врагу приходится постоянно выдумывать новые способы доставки средств поражения, выделяя на это силы и средства, а рэбовцы всегда находятся в боевой готовности и прикрывают наших парней.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)