С чего начинается малая родина...
logo

Общество

С чего начинается малая родина...

Подготовила Нина ЖИГУНОВА

Я родился, окончил школу и вуз в Хабаровске. Здесь создал семью. Здесь живут мои родители и растут мои дети. С этим городом связана моя работа и общественная деятельность. На его улицах прошло мое детство, по ним я хожу сейчас и надеюсь делать это еще много десятков лет. А потому всей душой хочу, чтобы мой родной город был самым лучшим, комфортным, безопасным и дружелюбным.

Эти слова можно вложить в уста сотен жителей краевого центра, и один из них — предприниматель, член Общественной палаты Хабаровска, меценат и просто неравнодушный человек Али Мамедов. Сегодня наш с ним разговор о том, с чего начинается малая родина.

Главная мечта подростка

— Али, а с чего для вас начинается малая родина?

— Для меня это дружная семья, заботливые родители, которые вырастили меня в любви и научили любить. Это школа № 35, после уроков в которой я спешил домой, чтобы сделать домашнее задание и отправиться с друзьями на стадион «Динамо» играть в футбол, баскетбол, лапту. Прекрасное было время, потому что мы могли заниматься разными видами спорта, выбирать, сравнивать, чтобы понять, что по душе. И сегодня я понимаю, именно этого очень не хватает современным родителям и детям.

— О чем мечтали в детстве и сбылись ли эти мечты?

— Я не грезил какой-то конкретной профессией, но очень хотел, как можно быстрее стать самостоятельным. Наверное, поэтому и поступил в пограничный институт. Хотя выбор был большой, мог даже отправиться учиться за границу. Но я считал службу в армии своим долгом. Мои бабушка и дедушка прошли войну, отец, приехав служить на Дальний Восток, остался здесь жить, и я не мог спрятаться, не имел права. И сегодня я четко определил для себя, что мой сын тоже будет служить в армии. Служба формирует мужчину, делает физически сильным и выносливым, чтобы он мог защитить и свою Родину, и свою семью.

Жизненные ориентиры

— А вам что дали годы, проведенные в пограничном институте?

— Это не только институт, но и реальная служба на погранзаставах продолжительностью до полугода. Армия — это режим, уважение к старшим и младшим (это в восточных семьях прививается с детства), это умение подчиняться и командовать, принимать решения и брать на себя ответственность. А еще — большой коллектив (на курсе нас было 200 человек), настоящая мужская дружба, которая связывает нас по сей день.

— Кто или что еще влияет на формирование характера, воспитывает?

— В первую очередь семья. Отец у нас всегда много работал. Он таксовал с утра до вечера, и я понимал, как трудно ему обеспечивать нас всем необходимым, поэтому старался не огорчать их с мамой. К тому же папа часто повторял: «Надо учиться, ведь, если ты будешь необразованным, умные люди с тобой общаться не станут». Прежде чем решиться на какой-то поступок, всегда думаю: а не будет ли родителям за меня стыдно, не подведу ли я их? Поэтому сначала семь раз отмеряю, а потом отрезаю. С 13 лет работал с отцом в таксопарке, где помогал ему ремонтировать его бордовую «Ниву», так что знал в ней каждый винтик. Уже тогда отец объяснил мне, что если хочешь чего-то добиться в жизни, иди и работай, только так, своим трудом. И я этот урок усвоил. Отец для меня всегда пример: он своим трудом с нуля создал огромную компанию, в непростые девяностые годы дал работу почти 20 тысячам человек. Еще в моей судьбе большую роль сыграл спорт, дворовая площадка, стук мяча на которой заставлял меня быстрее выполнять домашние задания. А сегодня на месте спортплощадок у нас парковки, и это огорчает. Поэтому и стараюсь поддерживать детские и юношеские спортивные команды.

Социально ответственный

— Работаете в бизнесе Новруза Мамедова или начали свое дело?

— Отцу я, конечно, помогаю, но работаю на другом предприятии. А последний год был занят открытием в Хабаровске нового производства — выпуск медицинских масок. Создали мы его в самый сложный период, когда возник дефицит этого обязательного элемента самозащиты. Причем все делали сами, почти три недели, пока шли пуско-наладочные работы, просто ночевали в цеху. Но зато смогли запустить производство всего за месяц, хотя в том же Новосибирске на это потребовалось почти полгода. А все дело в том, что нам было принципиально важно сделать быстро, чтобы снять напряжение, и сегодня можем выпускать до 7 миллионов штук масок в месяц. По итогам прошлого года оно одно из немногих заплатило более 30 млн руб. налогов. Причем предприятие выпускает именно медицинские маски, что подтверждено включением нас в специальный реестр, кстати, единственных на Дальнем Востоке. Товар сертифицированный, но, к сожалению, мы проигрываем конкуренцию мошенникам, которые торгуют гигиеническими масками, выдавая их за медицинские, без всяких подтверждающих документов. Поэтому приходится непросто, но ищем рынки сбыта и намерены расширять линейку выпускаемой продукции. К тому же новое производство — это и новые рабочие места, стабильная зарплата.

— Почувствовали ли вы поддержку со стороны власти в этот непростой период? Насколько она эффективна? И считаете ли социальную нагрузки обязательной для всех?

— Самое главное, что большинство предприятий в период пандемии выжило. С трудом, конечно, но предпринимателям удалось выдержать это испытание на прочность, в том числе благодаря предложенным властью мерам поддержки. Надо признать, что малый и средний бизнес на Дальнем Востоке привык функционировать в экстремальных условиях. У нас и логистика сложная, и те же тарифы запредельные, и цены на ГСМ, мягко говоря, некомфортные. Но ведь как-то работаем. Если говорить о социальной ответственности, то я за, и сам как предприниматель и общественник делаю все возможное, чтобы хабаровчанам жилось чуть лучше. Но, считаю, что нельзя обременять бизнес лишней нагрузкой. Большинство наших предпринимателей и так работают на грани рентабельности. А ведь они еще и рабочие места создают, налоги платят, в инфраструктуру вкладываются. Это уже немало для города и края. Так что во всем нужна мера. А социальная ответственность — это больше внутренний стимул, который нельзя сделать обязательным для исполнения. Вернее, можно, но толку не будет. Добро из-под палки не делают.

Добро любит тишину

— А у вас желание помогать и делиться, оно откуда?

— Из семьи. Отец, когда создал свой бизнес и стал успешным предпринимателем, задал ориентир: заработал сто рублей, сорок отдай тому, кто нуждается. Сам он всегда руководствуется этим принципом, и я, на него глядя, тоже. К тому же мы люди верующие, а религия тоже призывает делиться и помогать. Поэтому спонсирую три команды по софтболу в поселке им. Горького. Дети там занимаются с удовольствием, но если с оплатой аренды стадионов родители справляются, то оплатить выезд на соревнования не всегда получается. Я помогаю. Всего поддерживаю примерно двенадцать команд по баскетболу, волейболу и отдельных спортсменов. Одна из них очень талантливая теннисистка Варвара Дьяченко — двукратная чемпионка Европы. И приятно сознавать, что в ее успехе есть и мой маленький вклад. Помогаю всем детским домам в Хабаровске и еще многим, кто нуждается.

— Но, насколько я знаю, тема дворового спорта не отпускает вас?

— Не только спорта, но и интересного времяпрепровождения, добрых соседских взаимоотношений. Поэтому, став членом Общественной палаты города, с единомышленниками решили запустить проект «Я люблю свой двор» — организовывать и проводить праздники во дворах многоквартирных домов с интересными конкурсами, творческими номерами, приятными сюрпризами для детворы в виде бесплатной сахарной ваты. Когда стали продумывать и готовиться, оказалось, что достаточно много людей готовы бесплатно участвовать в подобных мероприятиях. Шоумены, клоуны, фокусники охотно выступают на таких площадках, отрабатывая готовые номера и обкатывая новые. Так что расходы только на вату, а это совсем небольшие деньги. Первым стал двор на улице Лазо, где собралось более 500 человек. Кто-то, не зная, что происходит, даже вызвал полицию. Праздник получился замечательный — смех, улыбки. Одна женщина подошла ко мне и поблагодарила, заметив, что раньше многих соседей только в лицо знала, а сегодня познакомилась. И я очень рад, ведь любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своему двору. Людям праздники пришлись по душе.

— Вы состоите в какой-нибудь партии, ведь сегодня это так модно?

— Ну, значит, в этом плане я не модный человек. Нет, ни в какой партии никогда не состоял и состоять не собираюсь. Ведь партии не зря называются политическими, то есть все они преследуют политические цели. А моя политика — это конкретные дела для конкретных людей.

И рычаг, и ресурс

— Откуда тяга к общественной работе, ведь она требует времени и сил?

— Требует. Но я коренной хабаровчанин, люблю свой город и хочу сделать его лучше. Если отодвинуть в сторону благотворительность, то первым общественным опытом стала попытка повлиять на грабительские тарифы ЖКУ. Вместе с единомышленниками мы тогда создали инициативную группу и собрали более восьми тысяч подписей, которые передали в краевое министерство ЖКХ. И когда мне как человеку с активной жизненной позицией предложили войти в состав первой на Дальнем Востоке муниципальной Общественной палаты, я согласился. Ведь это отличная возможность для коммуникации в разрезе «власть и люди». Понимаете, обычному человеку с его проблемами порой непросто достучаться до чиновника. Не говоря уже о том, что у нас кругом власть — законодательная, исполнительная, судебная... Вон даже СМИ называют четвертой властью. А народ-то где со своими бедами, проблемами? И Общественная палата — это инструмент для решения конкретных задач на благо жителей города.

— Простите за неудобный, может, вопрос, но спрошу: а чем вы занимаетесь в Общественной палате Хабаровска?

— Всем, что интересует жителей города. От переноса общественных остановок до ситуации с бездомными животными.

— Ну вот, хотелось задать последний вопрос, а он получился предпоследним. Что делать с бездомными собаками? Они ж реально угрозу жизни представляют?

— Отвечу словами из известного мультфильма: «Собака бывает кусачей, только от жизни собачьей». Приюты для бездомных животных создавать нужно, вот и все. Отстреливать собак очень просто. Но это злая простота. А мы все должны стремиться к добру. Вот можно, я и вам, как журналисту, вопрос задам: что сильнее: любовь или ненависть?

— Али, ну вы загнули. Это равнозначные величины.

— А я уверен, что любовь. Любовь ко всему живому. Потому что после ненависти остаются трупы, и жизнь останавливается. А после любви остаются дети — и жизнь продолжается. Так дай бог всем любви!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)