Общество
Любимое увлечение можно превратить в профессию, стоит только захотеть.
Ленин и нюансы поступления
— Первые рисунки начала делать еще в детском саду. Пока остальные ребята носились и играли, тихонько садилась за письменный стол и переносила на бумагу все, что меня впечатлило: людей, животных, природу. В доме моей мамы до сих пор хранится целая кипа детсадовских зарисовок, — делится выпускница художественно-графического факультета Хабаровского государственного педагогического института, художник-керамист Елена Маловинская. — Однажды даже срисовала висящий на стене портрет Ленина, на что воспитатель сделала мне замечание, что изображать Владимира Ильича могут лишь маститые художники, и забрала мой рисунок. Позже, с третьего по седьмой класс, училась в художественной школе, там, помимо живописи, нам преподавали скульптуру. Кстати, тогда работать с глиной не понравилось, потому что учитель не объяснил, как с ней взаимодействовать. И первое впечатление об этом материале сложилось исключительно отрицательное. Лишь в студенческие годы, на втором курсе, я влюбилась в него на всю жизнь.
К слову, детство и юность Елены Маловинской прошли в Комсомольске-на-Амуре, поэтому, как любой иногородний абитуриент, она сильно волновалась перед поступлением в ХГПИ.
— Конец 1980-х — время достаточно неспокойное, уезжать далеко от дома не хотелось. А здесь обучали всем направлениям, которые мне были интересны: и декоративно-прикладное искусство, и графика, и живопись, поэтому собралась и поехала поступать, — вспоминает Елена Маловинская. — И не зря волновалась, потому что с первого раза поступить не удалось, провалилась на вступительном экзамене по математике. Для меня это стало трагедией. Пришлось вернуться домой и весь год готовиться к этому предмету и продолжать практиковать живопись и рисунок в вечерней изостудии. Во второй раз ехала во всеоружии: с математическими курсами за плечами и с увесистым портфолио работ, а в качестве группы поддержки со мной был преподаватель вечерней изостудии Сергей Филимонов. Мне повезло — математику убрали из вступительных экзаменов, и я с легкостью поступила.
На все руки мастер
Елена Николаевна признается, что, несмотря на все трудности и перипетии, студенческие годы стали счастливой порой в ее жизни и оставили много ярких воспоминаний.
— Из всех дисциплин больше всего нравились «Рисунок» и «ДПИ». На последней мы ткали гобелены, вязали игрушки и делали творческие работы в различных техниках, — рассказывает она. — Навыки, полученные на занятиях, использовала в быту. Так как жили в общежитии, а магазины не баловали широким ассортиментом украшений, вместе с подругами делали браслеты и серьги из подручных материалов. Кроме того, я была буквально одержима глиной. Даже взялась в качестве дипломной работы сделать пять керамических тарелок с орнаментом в стиле античной Греции. Перед защитой засиживалась в мастерской допоздна, там было холодно, поэтому приобрела пиелонефрит, и пришлось в этом состоянии представлять свой диплом на суд комиссии. Когда узнала, что получила «отлично», очень обрадовалась. Кстати, три из пяти тарелок дожили до наших дней и сейчас служат примером для учеников гончарной школы.
Любовь к керамике привела Елену Маловинскую на Хабаровский завод художественной керамики, где она отработала 13 лет. Именно там художник смогла полностью раскрыть свой творческий потенциал.
— Правда, сначала пришлось поработать учетчиком, — делится она. — Считая и записывая готовые изделия, с завистью наблюдала за работой мастеров из цеха росписи. Видя мой интерес, спустя некоторое время руководство перевело меня туда. И уж тут я развернулась! Проявила себя как грамотный специалист и стала расписывать большие вазы со сложными композициями и крупные заказы. У нас был свой узнаваемый стиль. На всей продукции изображались животные и растения Дальнего Востока, а сам черепок имел характерный красный цвет. Также для росписи использовали кисти разной толщины, а рисунок наносился особыми извилистыми движениями и изгибами. Эта манера осталась со мной навсегда и стала отличительной особенностью творчества.
Высокоградусное искусство
В начале 2000-х годов предприятие прекратило свое существование. С тех пор Елена Николаевна успела поработать воспитателем в детском саду и педагогом в коррекционной школе. Сейчас она преподает в гончарной школе, учит детей и взрослых работать на гончарном круге и лепить из глины.
— Глина — очень податливая, и с ней довольно легко работать. Из нее можно сделать все что угодно. В работе с учениками главное — наглядно показать, как взаимодействовать с материалом, уметь объяснить, что именно нужно сделать. Для наставника важно самому быть мастером широкого профиля, только тогда он сможет научить другого человека, — говорит эксперт. — Наставник должен где-то помочь воплотить идею, а где-то и ненавязчиво подправить ошибку ученика. Обжиг глины происходит при температуре от 950 до 1 200 градусов в специализированных печах, после чего человек может забрать готовое изделие домой.
Семейный подряд
В свободное от работы время Елена Маловинская творит для себя. На данный момент у нее около сорока работ, большую часть из которых она подарила родным и близким.
— И я не собираюсь останавливаться на достигнутом, — улыбаясь, отмечает художник-керамист. — Недавно сделала светильник в виде французского замка. Теперь он радует моих домочадцев. Мне приятно, когда окружающие получают положительные эмоции от моего творчества, поэтому к праздникам всегда преподношу подарки, сделанные своими руками. Вдохновляюсь природой, красотой городских улиц и вообще всем, что окружает. Пейзажи — моя страсть. В октябре у меня юбилей, и я мечтаю организовать выставку своих работ. Это будет моя первая персональная выставка. До этого выставлялась вместе с другими художниками во Владивостоке уже больше 30 лет назад и в сентябре этого года к 65-летию родного факультета в картинной галерее им. А.М. Федотова.
К слову, муж Елены Николаевны, Антон Маловинский, тоже выпускник худграфа. А для трех дочерей рисование — хобби.
— У нас с мужем даже небольшая семейная конкуренция. Он работает в ДВХМ художником-экспозиционером, поэтому его очень сложно удивить, а уж добиться похвалы — практически невыполнимая задача, — сетует Елена Маловинская. — Но это стимулирует меня творить и совершенствовать свой навык. Антон свои работы создает в основном с помощью компьютерных программ, а я больше люблю по старинке рисовать кисточками и красками. Старшая дочь, Дарья, вдохновившись нашим примером, отчасти продолжила династию и отучилась на дизайнера широкого профиля, Средняя, Ульяна, учится в колледже на повара-кондитера, а рисует исключительно для себя, младшая, Александра, учится в восьмом классе и регулярно делает миниатюрные зарисовки в своем блокноте. Как знать, возможно, именно она придет на худграф, и в семье на одного профессионального художника станет больше.