Общество
Премьера мюзикла-феерии «Винил» состоялась в хабаровском музыкальном театре. Чтобы узнать секреты создания постановки, корреспондент «Хабаровских вестей» проник за кулисы.
Этот спектакль претендует на звание одного из самых масштабных в репертуаре ХМТ. В нем задействованы около 100 человек, для которых пошили более 150 предметов одежды. Подготовка заняла около четырех месяцев. Осенью постановщики провели кастинг, а уже в декабре состоялись первые репетиции.
Цветовая дифференциация одежды
— На этот раз помимо штатного состава артистов ХМТ для участия в мюзикле привлекли детскую балетную студию «Фуэте» и образцовый концертный хор «Улыбка» ДМШ № 1, — рассказал главный режиссер ХМТ Дмитрий Отяковский. — Бытует мнение, что работа с детьми — это лакмусовая бумажка для режиссера, потому что в силу отсутствия у них актерского образования нужно поставить задачу максимально четко, при этом суметь заинтересовать ребят. Так как коллективы разновозрастные, от первоклассников до подростков, и найти к ним универсальный подход было сложно, я решил показать им, что театр — это своего рода игра. Они с удовольствием в нее включились и выполнили поставленную задачу на сто процентов.
Зрители смогли оценить результат проделанной работы и увидели многое. Пионеры маршировали по сцене с советским агитплакатом, выстраивались в пирамиды, и все это под аккомпанемент звонких юных голосов. На их фоне ярче и контрастнее выглядели стиляги в цветных костюмах и париках, наигрывавшие джазовые импровизации.
— Решили немного отойти от фасонов, которые действительно носили представители этой субкультуры в конце 1950-х, и сделать их образы более нарочитыми, выделяющимися из серой массы, но при этом самобытными, чтобы их нельзя было спутать с иностранцами, которые также появляются на сцене, — объяснила художник-постановщик, художник по костюмам спектакля Ирина Сид. — Их мы осовременили. Гости из зарубежья у нас одеты в джинсу, носят дреды и имеют татуировки. Пионеры и комсомольцы, напротив, очень сдержаны. Для них шили костюмы преимущественно строгих силуэтов в серой гамме. Еще одна наша находка — это одежда жителей коммунальной квартиры, где живет один из главных героев. Она практически вся либо из повседневного гардероба артистов, либо это костюмы, оставшиеся от спектаклей, снятых с репертуара. Это помогло создать домашнюю атмосферу и дало актерам простор для сотворчества над образом.
Торжество трансформации
Не обошлось в этот раз и без швейных хитростей. Так, в финальной сцене главный антагонист разрывает свой классический серый костюм и под ним оказывается прикид стиляги.
— Долго думали, как его сконструировать так, чтобы зрителю было заранее не видно, что под одним образом скрывается другой, и при этом актер мог сорвать его с себя одним движением, — поделилась художник-модельер театрального костюма ХМТ Светлана Савчиц. — В итоге спину и боковые швы пиджака скрепили липучками, а на брюки дополнительно еще и магниты вшили.
Сюжет мюзикла разворачивается на фоне металлических каркасов с деревянными вставками. На фасаде конструкции по периметру размещена подсветка, а сверху ее украшает массивная надпись: «Москва». В зависимости от замысла она становится то приемной ректора одного из столичных вузов, то трансформируется в модный клуб или тюремную камеру. А в конце повествования вообще превращается в фасад одного из зданий советской Москвы.
— В среднем ее сборка занимает от шести до восьми часов, — рассказал художественный руководитель краевого музыкального театра Никита Туранов. — При этом декорации достаточно лаконичные. Мы даже не используем поворотный сценический круг, так как конструкция сама вращается изнутри. При необходимости сделать акцент на том или ином моменте в сюжете на сцену либо опускаются рукописные плакаты с советскими лозунгами, либо особым образом выстраивается свет. За его глубину и выразительность отвечает приглашенный светорежиссер из петербургского театра «Балтийский дом», лауреат национальной премии «Золотая маска» Денис Солнцев.
И все довольны
Действительно, подмостки буквально сияют от прожекторов и софитов. Несмотря на то что все композиции написаны специально для мюзикла-феерии, композитору Евгению Заготу и режиссеру-постановщику Дмитрию Отяковскому удалось переместить зрителей в эпоху стиляг. Подтверждением этому служат аплодисменты зала.
— В процессе работы над спектаклем мы даже впервые в истории ХМТ сделали музыкальный клип на одну из заглавных песен, — поделился Дмитрий Сергеевич. — Съемочный процесс занял более восьми часов и в результате получился настолько крутой продукт, что решили представить его не в социальных сетях, как планировали изначально, а на хабаровских телеканалах.
Стоит отметить, что это масштабное произведение стало испытанием на профессионализм не только для костюмеров и декораторов, но и самих артистов.
— Мой персонаж — комсорг Капитолина — самая естественная из всех героев повествования: она не прячется за цветными париками и принимает советскую действительность. В жизни мне так же свойственны строгость и дисциплинированность, поэтому вжиться в этот образ для меня было довольно просто, — отметила актриса краевого музыкального театра Юлия Горенская. — Сложностью, с которой я столкнулась во время репетиций, стала низкая тесситура вокальных партий моей героини. У меня высокий тембр голоса и пришлось перестроиться, чтобы все звучало так, как задумано режиссером.
На протяжении всего спектакля зрители не отрываясь смотрели на сцену, аплодировали после каждой песни, а в конце и вовсе встали и разразились овацией. Значит, старания постановщиков, актеров, костюмеров и декораторов были не напрасны.