Штык – молодец
logo

Общество

Штык – молодец

Александр ИВЕЛЬСКИЙ, фото автора

Боевая подготовка, передача опыта новичкам и обмен знаниями между военнослужащими группировки войск «Восток» в зоне СВО ведутся непрерывно. Инструкторами на полигонах там становятся проявившие себя на ЛБС солдаты и офицеры. Один из них – Ярый из приморской общевойсковой армии, недавно вернувшийся с боевой задачи. 

Инструктор с опытом 

Сейчас стрелок танкового полка в составе инструкторского корпуса готовит недавно прибывший личный состав к первой боевой задаче. До этого Ярый полгода находился на позициях, где его подразделение занимало оборону. Стоит отметить, что по завершении курса он сам вместе с подопечными выйдет на боевую задачу.

– Учимся, готовим бойцов и снова идём на задачу. Возможно, уже на другом направлении, – кратко говорит Ярый о планах.

Действуя на БЗ в составе группы закрепления, приморский пехотинец принимал участие и в зачистке лесополос. Но участвовать в наступательных действиях воину приходилось и раньше.

– Сколько раз я участвовал в штурмовых задачах, не могу сказать, потому что не считал. Я служу уже два года, и в «Штормах» довелось повоевать. Полгода был на спокойной должности, остальное время до января – штурмовал, – описывает Ярый свой бое­вой путь.

Наиболее яркие эпизоды за время службы у Ярого связаны со штурмом Бахмута.

Конкретные боевые эпизоды скрыты в памяти Ярого постоянным напряжением, которое вызывает огневое воздействие врага. Обстрел или атака FPV-дронов, которые переживал воин, как страницы в книге его памяти. 

В городе проще 

Опытный штурмовик Ярый участвовал в зачистке опорных пунктов обороны противника как в лесополосах, так и в населённиках. Более сложным он считает штурм лесопосадок.

– Во-первых, я не вижу противника, не знаю, где он сидит. Во-вторых, хорошо, если есть большие деревья, они служат укрытием. Но дроны бьют отовсюду. Сбрасывают гранаты, – показывает жестом габариты выстрела от РПГ-7 Ярый. – А в городе укрытий много.

Самыми опасными моментами работы в черте населённого пункта воин называет перебежки по открытым участкам местности от дома к дому. Объясняя новичкам общие правила наступления в населённом пункте, инструктор заостряет внимание на правилах без­опасности: «Заходить в здание через подъезды и окна не стоит. Они всегда под контролем у противника. Поэтому где-то с торца здания можно взрывом дыру сделать и уже тогда двигаться по квартирам, при необходимости взрывая перегородки. Это не только без­опаснее, но и эффективнее, как показывает практика».

Ярый рассказывает вновь прибывшим, что при движении по лесополосе для маскировки от дронов нужно использовать всё, что есть вокруг: деревья, кусты, брошенные фрагменты маскировочной сети. Лежащий в кустах солдат, ещё и укрытый масксетью подходящего цвета, становится для вражеских операторов БпЛА невидимкой. Возможностью воткнуть ветки и траву в чехол современного шлема инструктор также советует не пренебрегать: размытые очертания при взгляде сверху сложнее опознать как инородный для природной поверхности объект.

Полученный в боях опыт Ярого говорит о том, что хоть варианты воздействия на врага в лесополосе и однотипны, но место для творчества есть и здесь.

– На такие БЗ я готовлю самодельные гранаты. Этот бое­припас именно для штурма блиндажей. У штатных гранат гораздо меньшая мощность взрыва и мелкие осколки, а «самопал»… В нём я на сто процентов уверен, – делится Ярый профессиональным опытом.

Одна из боевых задач штурмовика предполагала зачистку обороняемого укрытия ВСУ, представлявшего собой накрытый сверху небольшой окоп глубиной полтора метра. 

– После такой подготовки штурмовой группе работать проще, – объясняет выбор тактики Ярый. – Не надо ползти, стрелять, высматривать. То есть риска меньше: в любое непонятное место первой идёт такая граната, и можно смело продвигаться дальше. Перефразируя афоризм великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, могу сказать: «Пуля – дура, граната – молодец». 

«Закалиберный» спор 

Обучая личный состав подразделения, Ярый делится знаниями об особенностях полёта пуль калибра 5,45. Эта информация является логичной частью программы подготовки, потому что каждый солдат, а тем более штурмовик, должен в совершенстве знать характеристики своего оружия и боеприпасов.

– Пуля 5,45 может рикошетить даже от мелких веток, – рассказывает Ярый. – Чтобы ненароком не зацепить боевого собрата своим выстрелом, нужно это свойство при открытии огня учитывать.

Сам инструктор отдаёт предпочтение патрону 7,62-мм. Характеристики такого патрона удовлетворяют запросам опытного воина и позволяют добиваться большего эффекта в стрелковом бою.

– Мне этот калибр очень нравится, – говорит он. – Убойная сила у него больше, пуля не рикошетит от веток. Куда я стреляю, туда и попадаю в итоге. Если ветка на пути, она её просто срубает и летит дальше. 

Свой позывной Ярый получил от друзей, находясь уже на военной службе. Когда он столкнулся с проявлением острой несправедливости, то отреагировал молниеносно и добился восстановления нормального положения вещей.

– Сам позывной не брал, друзья так назвали. Ярый – означает злой, – объясняет приморец историю появления второго имени.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)