Общество
Мотоштурмовики — новое слово в Российской армии. Война диктует свои правила, требуя от военных оригинальной тактики действий для эффективного противостояния врагу. В этой борьбе за выживание и победу лёгкие и манёвренные мотоциклы играют на передовой не последнюю роль. Штурмовые подразделения, оснащённые этой уникальной техникой, обретают преимущество в скорости, мобильности и эффективности на поле боя.
На примере штурмовых подразделений группировки войск «Восток» корреспондент нашего издания постарался раскрыть роль и значимость мотоциклов в современных военных операциях, где каждый манёвр может решить исход сражения.
Мотоштурмовик — это призвание
Одним из ярких примеров успешного использования мотоциклов на поле боя, безусловно, является опыт бойцов штурмовых групп при освобождении города Угледара, который стал центром мощного укрепрайона нацбатальонов ВСУ.
— Работа мотострелковых подразделений в большинстве штурмов сейчас рассматривается только с применением мотоциклов. Так были выполнены и задачи при взятии Угледара. Свою роль мотоциклы выполнили, обеспечив эффект неожиданности для противника, — рассказывает командир мотострелковой группы танкового соединения группировки войск «Восток» с позывным «Чукча».
Именно эффект неожиданности позволяет штурмовикам успешно действовать даже против превосходящих сил противника.
— Они сначала даже не поняли, что начался штурм, — так быстро мы оказались рядом. Но, решив, что попали в окружение, стали спасаться бегством. С этого момента фактически мы диктовали ход боя. Далее пошла зачистка зданий, — вторит своему командиру мотострелок с позывным «Шила».
Другой эпизод боевых действий в районе села Старомайорское продемонстрировал, что штурмовики на мотоциклах могут успешно действовать и в населённых пунктах.
— На мотоцикле даже сквозь дом разрушенный проехать можно. Враг никогда не знает, на чём и когда мы нагрянем, — говорит штурмовик из Хабаровского края с позывным «Шкет», рассказывая о тактике своей мотогруппы. Не так давно он подорвался на мине, но воина спас мотоцикл.
На Времевском направлении наши военнослужащие неоднократно показывали мастерство боевой работы, заходя на штурм сразу несколькими мотоциклетными группами. Такой отряд захватывает «опорник» противника с ходу. Каждый боец работает в заранее указанном квадрате, постоянно контролируя воздушное пространство, чтобы не попасть под FPV-дроны противника. Иногда «опорники» захватывались один за другим.
— Когда освобождали Старомайорское, заходили рано утром. Укронацисты пытались по нам работать дронами и артиллерией, заблокировать нам подходы к опорнику. Но мотоцикл быстро набирает скорость, везде проходит, а манёвренность спасает от коптеров. При этом легко проскакиваем минные поля. Единственная возможность их пройти — только на мотоциклах, — говорит командир штурмовой мотогруппы с позывным «Кузя», отметив, что ранее также с ходу захватывались позиции противника при освобождении посёлка Урожайное, где большое значение имела согласованность действий мотострелков Восточного военного округа и морских пехотинцев Тихоокеанского флота.
По его словам, после того как штурмовики на мотоциклах преодолевают минные поля, враг почти не оказывает сопротивления. Большая часть украинских солдат спасается бегством.
Мотострелки-дальневосточники наводят ужас на противника благодаря тщательной подготовке. Их тренировка чем-то сродни авиационной, называемой «лётный по пешему». Каждая группа отряда пошагово проходит свой путь наступления по точному макету местности, на которой ей предстоит действовать. При этом всё расписано детально и по секундам — кому и где нужно находиться.
Бывают и срочные задачи диверсионного характера. Как, например, подрыв моста для предотвращения прохода боевой техники противника. В качестве второстепенных, но не менее важных задач — эвакуация раненых.
— Если есть возможность, то на мотоцикле эвакуируем «трёхсотых». Привязываем к штурмовику за рулём и газуем на исходную позицию. Быстрая доставка раненого имеет большое значение. Но лично моё мнение — лучше эвакуировать раненых на квадроциклах или на багги, — комментирует фельдшер штурмовой роты гвардейского соединения из Бурятии с позывным «Муня».
Опыт мотострелковых подразделений, полученный при штурмах позиций противника с использованием мотоциклов, в воинских частях уже сейчас обобщается и систематизируется. По всей видимости, первым учебным пособием по этой тематике станут наставления по штурму позиций противника, закрепившегося в лесопосадках. Пожалуй, именно такая разновидность штурма сейчас наиболее часто встречается в боевой работе мотострелков.
По понятным причинам в штурмовые подразделения на мотоциклах берут не всех. — Как минимум нужно уметь управлять железным конём.
— Чем выше мастерство владения мотоциклом, тем больше шансов у бойца выполнить свою боевую задачу и остаться живым. Просто сдать вождение на право управления мотоциклом — этого, конечно, мало, — говорит «Шкет», который освоил вождение двухколёсного транспорта ещё в 12 лет.
Его первым мотоциклом был ИЖ «Планета-5». Именно благодаря ему увлечение стало, можно сказать, профессией. Неудивительно, что воин сам попросился в мотоштурмовики.
Признался о своём увлечении мотоциклами и штурмовик с позывным «Шила».
— Занимался ими с детства. У нас в группе почти все такие. Думать постоянно о мотоцикле, его возможностях — наверное, это страсть. Поэтому мотоштурмовик, как вы понимаете, это не просто боец, а призвание, — сказал он.
Неудивительно, что в своём кругу мотострелки, обсуждая действия на поле боя, зачастую добрым словом вспоминают казаков, которые с малолетства приучают своих сыновей держаться верхом на коне.
— Помню, как я первый раз ещё ребёнком проехал на мопеде. Наверное, это сродни казачьему ритуалу посажения на коня, — говорит «Шкет».
Уроки истории и не только
Любой профессионал высокого уровня досконально изучает все аспекты своего ремесла. Поэтому совершенно неудивительно, что штурмовики, с которыми я встречался, знают историю применения мотоциклов в качестве боевого транспортного средства и не только.
— Это даёт полное понимание и осознание того, что мы делаем, — говорит командир мотогруппы «Кузя».
Оказалось, что мотоциклы начали применяться для военных целей ещё в годы Первой мировой войны. Основной причиной этого стала задумка заменить лошадей моторизованной техникой. Но использование мотоциклов в армии тогда ограничилось курьерской службой для доставки донесений, военными патрулями, и, конечно, пробу сняли подразделения разведки. Полноценные воинские подразделения на мотоциклах появились намного позднее, незадолго до начала Второй мировой войны.
В Красной армии первые регулярные мотоциклетные подразделения были созданы в 1935 году в ходе переформирования механизированных корпусов.
— Проблема заключалась в том, что в войсках тех времён преимущественно использовались тяжёлые мотоциклы, такие как ТИЗ М-600. Очевидно, что это было подражание английским и немецким разработкам, их концепции использования мотоциклов в армии. Чем это закончилось, например для немцев, хорошо известно: основные части вермахта на мотоциклах были разгромлены в битве за Москву и под Сталинградом, — оценивает исторические события Великой Отечественной войны командир мотогруппы.
Неудивительно, что в послевоенные годы в СССР использование тяжёлых мотоциклов всерьёз не рассматривалось. А после развала Союза российское руководство решило окончательно отказаться от использования мотоциклов в армии. Хотя вначале 2000-х было несколько безуспешных попыток продвинуть в войска тяжёлый «Урал».
Несмотря на все попытки сделать достойную замену кавалерии, в России многие годы этого не происходило. В отличие от США.
— Мы прекрасно знаем возможности противника. В армии США на вооружение уже давно приняты лёгкие двухколёсные мотоциклы, которые заменили колясочников в разведке и патрулировании. В настоящий момент на вооружении американских морпехов стоит мотоцикл HDT M1030, который заправляется почти любым топливом, полностью непромокаем, защищён от пыли и грязи, — рассказал «Кузя».
Своевременный опыт
События в Сирии помогли пересмотреть подходы использования мототехники в российских войсках. Командиры частей вынуждены были учитывать реальную обстановку в ходе выполнения боевых задач.
— В Сирии сначала мы стали применять кроссовые мотоциклы в качестве транспортного средства разведчиков, — говорит начальник штаба мотострелкового батальона с позывным «Гудвин».
Бойцы сразу отметили мобильность мотоциклов в ходе передвижения по узким городским улицам.
— Затем на мотоциклы пересели связисты, а потом и все военнослужащие во главе с командирами подразделений. Незаменимы стали мотоциклы в дозоре и боевом охранении, — рассказал «Гудвин», отметив, что мотоциклы были трофейные, их перевозили в грузовиках и использовали при необходимости.
Российские военные по достоинству оценили малозаметность и экономичность мотоциклов. Противник почти не обращал внимания на одиночных мотоциклистов, а малый расход топлива помогал быть менее зависимым от снабжения. Кроме того, мототехнику легче замаскировать от средств наблюдения противника.
Кстати, именно в Сирии заметили, что при подрыве на мине смертельный удар берёт на себя мотоцикл, сохраняя жизнь военнослужащего.
Кульминацией использования мотоциклов стало их применение при штурме позиций противника.
— При атаке на мотоциклах бойцы штурмовых групп рассредоточиваются на большом участке местности, и противнику намного сложнее нанести поражение нашим штурмовикам. Но самое важное, что мотоциклы в таком случае способствуют быстрой доставке бойцов непосредственно к линии боевого соприкосновения, точно так же, как кони в кавалерийских полках царской России. Фактически мотоциклисты выступают в роли специальной кавалерии — драгунов, основная тактическая схема действий одинаковая. Так что всё новое — хорошо забытое старое, — подчеркнул «Гудвин».
Тактика действий конных стрелков состояла в совершении неожиданных налётов на противника. Впрочем, прообраз драгун был сформирован задолго до их появления. Родоначальником тактической идеи быстрой доставки воинов на поле боя является Александр Македонский, который создал в своей армии универсальную пехоту, так называемых двоеборцев, действовавших как в конных сражениях, так и в пешем строю.
— По-настоящему мудро при создании современной армии оглядываться в далёкое прошлое, — подчеркнул «Гудвин».
По словам представителя штаба, сейчас происходит активное внедрение мотоциклов в войска на СВО. Неудивительно, что от воинов с передовой поступает всё больше просьб к волонтёрским организациям о доставке на фронт мототехники.
Перспективы развития
Действительно, на рынке сейчас за сравнительно небольшие деньги, около 200 тысяч рублей, можно приобрести кроссовые мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Более того, как рассказал офицер, кроме мотоциклов в зоне специальной военной операции уже есть случаи применения электромотоциклов.
Основные их преимущества перед мотоциклами с ДВС заключаются в малошумности, малозаметности (в том числе в тепловизоре), меньшем весе, отсутствии рычагов коробки передач и сцепления. Кроме того, силовой установке электромотоцикла не страшны воздействия грязи и воды.
— При массовом применении электрические мотоциклы позволят снизить профессиональный порог владения транспортным средством, ведь он позволит максимально сконцентрироваться на преодолении препятствий, не отвлекаясь на переключение передач. Фактически овладеть навыками вождения такого транспорта сможет любой новичок, — уверен «Гудвин».
Учитывая большое количество служебных записок в центральный аппарат Министерства обороны РФ о необходимости внедрения перспективных двухколёсных средств передвижения на электрической тяге, в настоящее время уже поставлен вопрос о централизованной закупке электромотоциклов для штурмовых подразделений Воруженных Сил РФ.
Востребованными стали разработки концерна «Калашников», который представил для нужд Минобороны России свою новую разработку — электробайк «Иж-Пульсар». Кроме того, ранее руководству Министерства обороны РФ от концерна был представлен внедорожный электромотоцикл SM-1.
Подхвачена идея и общественной организацией «Народный фронт», которая в рамках проекта «Народный оборонно-промышленный комплекс» на форуме «Армия-2024» представила ещё одну российскую разработку — электрический тактический мотоцикл «Койот», поставляемый на СВО с 2023 года.
Новая эра мотоштурмовиков
Современные образцы кроссовых мотоциклов для армейских подразделений уже сейчас централизованно закупаются оборонным ведомством. Но в обеспечение наших военнослужащих мототранспортом свою лепту вносят и многочисленные волонтёрские организации. Такой комбинированный способ поставок позволяет увеличить объёмы передаваемой техники в армию.
Учитывая положительный опыт применения мототехники, в Минобороны РФ принято однозначное решение развивать это направление. С уверенностью можно сказать, что мотоциклы и мотовездеходы отныне станут полноценным компонентом парка техники Сухопутных войск.
Это подтвердил лично министр обороны РФ Андрей Белоусов, посетивший в конце июля 2024 года один из полигонов Ленинградского военного округа. В ходе своей рабочей поездки глава ведомства рассказал о будущем запуске курсов подготовки водителей мотоциклов, квадроциклов и багги.
Ради справедливости нужно заметить, что сейчас в интересах армии подготовка мотоциклистов уже ведётся. Например, такие занятия включены в основной курс обучения Новосибирского центра специальной подготовки. Однако острая потребность в таких специалистах в условиях ведения специальной военной операции требует немедленного масштабирования учебной программы сибиряков, поэтому решение министра обороны РФ очень своевременное.
— Мы уверенно тесним врага, но сейчас требуется закрепление успеха. Динамика нашего наступления напрямую зависит от количества подготовленных воинов, освоивших мотоштурмы. Тем более использование мотоциклов в боевых условиях имеет много особенностей. Этому либо надо заранее обучаться, либо получать опыт уже в боевых условиях, через череду проб и ошибок, — отметил «Гудвин».
Он уверен, что лёгкие мотоциклы, квадроциклы, багги уже сегодня меняют облик Российской армии. Вместе с применением современных средств поражения реализуются новые, зачастую уникальные тактические решения на основе принципов скорости, манёвра и точного огня, которые помогут поставить точку в разгроме нацизма.