Общество
Безопасному поведению учит первоклассников урок «Кибербезопасность: супергерои в интернете», разработанный компанией «Ростелеком».
Причем на этом занятии 45 минут пролетают для школьников незаметно, потому что информацию они получают в игровой форме с элементами соревнования. А самыми первыми его участниками стали ученики 1 «А» класса школы № 12.
Во что играют первоклашки?
Войдя в знакомый актовый зал, они сначала опешили: непривычные столы, а на них таблички: «Кибермошенник», «Хакер», «Пользователь», «Пират». Организаторы успокоили — это просто названия команд, которые будут соревноваться. Но прежде в простой и доступной форме детям напомнили правила безопасного поведения в интернете, поговорили о сайтах, на которые нельзя заходить, вспомнили, почему не стоит разглашать личную информацию в Сети. Ребятня активно участвовала в беседе, с легкостью расшифровывая значки и термины. Но когда началась вторая — интерактивная часть, где надо было вместе с героями Байтиком и Айпишкой быстро давать ответы на вопросы и разгадывать ребусы, — подрастерялась.
Кто-то раньше времени давил на яркую кнопку и пропускал тур, кто-то отвечал второпях, не слушая товарищей по команде, в результате на интерактивном экране персонажи, представляющие каждую из восьми команд, двигались с разной скоростью. А победу праздновала команда «Пользователь», чем весьма огорчила соперников: первоклассникам трудно сдерживать эмоции.
Со стороны за учениками с интересом наблюдала их педагог Елена Васина.
— Они живут в мире цифровых технологий и ориентироваться в них должны как рыба в воде. Им кажется, что они все знают и понимают, но занятие показало, что это не так, — поделилась она. — Игра, безусловно, интересная, хотелось бы, распространить такой контент на все классы. Кстати, полезно было и мне как педагогу: я увидела, на каких сайтах бывают мои ученики, в какие игры играют, что им интересно. Поняла, что надо поработать над словарным запасом, в том числе в плане терминологии. Вы же видели, что все знают слова «робот», а соотнести его со словом «бот» не смогли. Было бы хорошо, если бы появилась возможность взять такой урок, пропустить через себя, подстроить под своих учеников и провести. Ведь это не только кибербезопасность, но и работа в парах, в группах, умение слышать товарищей.
Все участники необычного урока получают памятные призы и отправляются на следующий урок. А авторы и организаторы готовятся встречать 1 «Б» класс.
— Детская аудитория — самая незащищенная и не подготовленная к рискам в цифровом мире, — отмечает пресс-секретарь Хабаровского филиала ПАО «Ростелеком» Дина Ушакова. — Многие с дошкольного возраста имеют смартфоны, планшеты, но не всегда родители предпринимают меры, чтобы игры и общение ребенка в интернете было безопасным. Наши коллеги разработали настольную игру по кибербезопасности, а мы перевели ее в интерактивный формат, который больше нравится детям.
Плюсы и минусы интернета
Звонок зовет школьников на следующий урок, на котором учеников 1 «Б» ждут увлекательные приключения.
— Интернет — это прекрасное место, где можно найти много полезной и нужной информации, но в то же время и место, где мы должны быть особенно осторожными, — начинает ведущая.
Затем следуют уже знакомые нам, но новые для ребят термины, вопросы и задания.
Персонажи передвигаются по игровому полю, обгоняя друг друга. Команда «Хакер» отстает, ее участники сидят, понурив головы, а вперед вырывается «Блогер». «Как называется человек, который проникает в чужие компьютеры и похищает информацию?» Участники команды безошибочно отвечают на последний вопрос и радостно подпрыгивают, когда их персонаж финиширует.
Вот они — наши кибергерои!
— Мы сегодня узнали, что бывают вирусы, мошенники и что надо быть осторожными, — добавляет одна из «Блогера», Ева.
— Я это давно знаю, поэтому никогда не отвечаю на спам, там могут быть вирусы, которые заразят весь компьютер, — добавляет еще один герой дня — Тимофей. — И вся команда у нас такая, поэтому мы и победили.
Памятные презенты, общая фотография, и вот уже подкованные в плане интернет-безопасности первоклашки спешат на следующий урок.
— Мы развиваем медиаграмотность и у педагогов, и у школьников, и в рамках нашей программы «Ростелеком» предложил провести для первоклассников урок в формате игры, который формирует навыки безопасного поведения в интернет-пространстве. Это замечательно! — резюмирует заместитель директора школы № 12 по инновациям Людмила Терскова. — Если они выйдут с таким предложением и на другие классы, мы будем рады.