Общество
Тренировка – важнейшая часть в получении и закреплении опыта и боевых навыков. Да, условия на полигонах и на полях реальных сражений совершенно разные, но имитацию никто не отменял. Зачастую именно к этому и прибегают на занятиях в войсках Восточного военного округа – помещают военнослужащих в те ситуации, в которые они могут попасть в настоящем бою. Несколько дней назад так испытали на прочность один из штурмовых взводов, а заодно и проверили его навыки.
Тренировка этих воинов – дело особенное. Отрабатывается всё, вплоть до мелочей. Не секрет, что именно на их плечи ложится большая часть работы на передовой. Они и наступают, и обороняются. Штурмуют в полях, лесах и населённых пунктах. Такой разброс обязанностей требует всесторонней подготовки сразу по нескольким направлениям. Например, от БПЛА-разведки до прослушки вражеских радиосетей или, по крайней мере, умения взаимодействовать с этими подразделениями.
Совместные тренировки взводов, расчётов и экипажей, выполняющих совершенно разные задачи, проводятся уже третий год. Но уделять особое внимание им начали в последнее время: в зоне СВО подразделения действуют в связке друг с другом, передавая или получая информацию об оперативной обстановке на поле боя. Сегодня, например, штурмовикам придётся взаимодействовать со взводом РЭБ. К занятиям обе стороны подошли основательно.
По замыслу мероприятия, нашим воинам необходимо прорваться к опорному пункту «противника». С той стороны помешать им стремятся пулемётные расчёты и, самое главное, квадрокоптеры и ударные FPV-дроны. Именно для борьбы с ними за нашу сторону «играют» силы РЭБ.
– Своим мы тоже решили дать парочку беспилотников. Тем интереснее будет видеть, как генератор помех собирается ослеплять «врага» и попытается не задеть наших. Пора приступать! – с таких слов руководитель занятий с позывным «Папа» и начал тренировку.
Он три раза был на фронте в должности командира бригады, а потому знает все проблемные моменты, которые надо отрабатывать. В таких вещах опыт как раз и необходим. Кстати, ещё за час до начала занятия Папа говорил, что в последний момент с руководящим составом части было принято решение об усложнении сценария: штурмовикам предстоит вычислить позицию далеко засевшего снайпера. Но об этом сами штурмовики пока не знают. Всё будет для них неожиданно, как и в реальном бою.
Итак, бой начался, и военнослужащие пошли в атаку, охватывая «укреп» с обеих сторон. Идут небыстро, пригнувшись, ведь всё простреливается (пускай и холостыми патронами). Взрывпакеты детонируют каждые пять секунд, затем в ход пошёл и дым: его пустил «враг», чтобы замаскировать позиции и скрыться за завесой. Дымы, кстати, тоже добавили в последний момент, и теперь беспилотник, запущенный нашими, сверху не может разглядеть огневые точки «противника» и скрывается где-то в тёмной пелене. Становится понятно – лёгкой тренировки сегодня не получится.
Через 10 минут штурмовики, залёгшие в снег и прикидывающие дальнейший план действий, замечают над собой «мавик». К их сожалению, это работает разведка «врага». Обычно в реальном бою такие дроны сразу же пытаются сбить. Хорошо, когда под рукой есть ружьё или дробовик, но если нет, то и автомат Калашникова подойдёт. Однако, есть и такие ситуации, когда лучше замереть и не пытаться что-то сделать. Встанешь – убьют, корпус поднимешь – ранят, вот и остаётся ждать. По рации командир группы связывается с подразделением РЭБ. Система установлена на БТР-80, который замаскирован чуть позади.
– Мы готовы развернуть систему, как только придёт информация от пехоты. Конечно, могли бы хоть сейчас, но это огромный риск, так можно и демаскировать позицию. На поле боя то же самое – несколько часов проведёшь в лесу, укрывшись камуфляжной масксетью, и только потом начнёшь работу. Любая наша машина – цель для вражеских ракет и мин. Поэтому пока остаётся лишь ждать, – рассказывает командир взвода РЭБ с позывным «Рысь».
Получив «плохие новости» от группы, Рысь отдаёт приказ о поиске источников сигнала и полном их подавлении. Счёт идёт на минуты – оператор «вражеского» квадрокоптера мог бы закидать лежащих на открытом пространстве парней ВОГами или попросту навести «Бабу Ягу». Звуки лопастей «мавика» в зимней тишине слышны очень хорошо. Он кружит над штурмовиками, будто угрожая каждому из них и стараясь навести ужас. Буквально секунда – и звук прекращается: БПЛА плавно приземляется на снег и становится совсем безобидным. Это отработал генератор помех, который больше не даст той стороне запустить ещё что-либо. При этом наш коптер спокойно взлетает и вновь пытается провести разведку над «укрепом». Дым рассеялся, и под безоблачным небом видимость теперь просто идеальная. Штурмовики пробираются ползком, попутно закидывая окопы «врага» гранатами. Оператор позади остальных, он внимательно вглядывается в картинку в поисках снайпера. Очень трудно разглядеть белый маскхалат в снежных сугробах, но тем не менее получилось: слегка выглядывающий ствол винтовки СВД не спутать ни с чем.
– У сарая справа! Под деревом! – вскрикивает оператор БПЛА.
Это означало победу. Штурмовики буквально вползают в окопы и скатываются вниз. Все огневые точки подавили, так ещё и трофейный «Мавик» взяли. Снайпер больше не представлял угрозу, его «уничтожили» при попытке отступления в тыл. На лицах победителей нескрываемая радость.
– Построение через 10 минут. Готовьтесь к долгой беседе, – обращается Папа ко всем.
– Наказывать будете?
– А без этого никак. Причём получат обе стороны. Одни за нерасторопность, вторые за излишнюю самоуверенность. Есть и хорошие моменты, но о них в конце. Сначала будем разбирать ошибки.
Эти же военнослужащие уже через день сойдутся в учебном бою вновь. Правда, уже по другому сценарию и с другими ролями. А пока что к занятиям готовятся приступить следующие воины. Папа чуть отдохнёт и вновь возьмёт руководство в свои руки. Он со своим опытом точно знает, как выточить из солдата профессионала. Только через ежедневные усердие и труд становятся настоящими воинами.