Общество
Научить общаться, строить взаимоотношения и становиться коммуникабельными помогает театральная студия «ТеАРТ» центра работы с населением «Диалог».
Все зависит от педагога
Занятия в ней ведет Яна Гриценко: оконченный с отличием Хабаровский государственный институт культуры, отработанная система упражнений за десятилетний стаж работы помогли выстроить работу с юными актерами и создать доверительные отношения.
— Каждый второй ребенок зажатый, — рассказывает Яна. — Поэтому вначале я для них психолог-наставник, а уже потом педагог театрального мастерства. Некоторым ребятам даже приходилось преодолевать страх в общении с незнакомыми людьми, чтобы развиваться творчески. Ведь актер обязан быть раскрепощенным, ничего не бояться и смело встречать все новое.
После первого этапа, на котором коллектив формируется, начинается основная работа. И к ней ребята подходят дружно, стараясь помогать друг другу.
Деятельность студии «ТеАРТ» основана на четырех дисциплинах: актерское мастерство, хореография, сценическая речь и грим. И тут все происходит согласно стандартам. Актерское мастерство помогает развить фантазию, добиваться правильного общения с партнером, учит работать в команде. Сценическая речь ставит произношение, правильное дыхание. Для этого каждому дается в качестве задания разбор текста.
— Это, как правило, поэтический или прозаический текст, — объясняет Яна Владимировна. — В нем нужно находить главные слова, соблюдать интонацию при чтении, обращать внимание на знаки препинания. Если стоят запятые, перечисляем, а при восклицании добавляем эмоции. Получили текст, разобрали, и самостоятельно дома дети его начитывают. Потом на занятии мы слушаем все вместе и проводим работу над ошибками. Речь становится насыщенной и грамотной.
Актер живет в каждом
Бытует мнение, что если «медведь на ухо наступил», то актера из тебя не выйдет. Но в студии этот факт опровергают. Педагог на личном примере объясняет, что чувству ритма можно научиться — достаточно прикладывать постоянные усилия, заниматься под динамичную музыку, буквально натаскивать себя и свой слух на новые звуки. Конечно, большую роль играет опыт: чем больше командных постановок пройдено, тем быстрее приходит чувство ритма.
Последняя дисциплина студии — грим. Артист на сцену без него выйти не может, всегда нужно подчеркнуть особенности внешности, чтобы выглядеть выразительнее.
— Мы учим ребят выделять черты своего лица, если это грим ведущего, — продолжает Яна Гриценко. — Делаем акцент на образ персонажа: у скомороха это яркие щечки, у пожилого человека морщины, у животного усы и нос. Дети пытаются самостоятельно себя гримировать, это важно.
Больше читаем и пишем
Не выделяется отдельной дисциплиной, но является важным принцип разносторонней развитости. Актер должен чувствовать персонажа. Бывают такие, которых в жизни не встретишь, но зато они есть в книгах. Поэтому педагог часто дает задание что-то прочитать и потом обсудить на занятии. Обязательно при прочтении нужно проживать эмоции героев. Лучше читать вслух, и если есть диалоги, разносить по ролям разными голосами.
— Для такого развития я еще даю детям задание писать актерские наблюдения, — добавляет Яна. — Чтобы они были наблюдательны, искали уникальных людей, у которых можно взять что-то для своей роли. Например, недовольная чем-то бабушка. Нужно показать, как она бурчит, сопит, пыхтит, шаркает ногами. Это и внимание развивает, что обязательно и в обычной жизни пригодится.
Дети студии «ТеАРТ» уже успели поучаствовать в различных конкурсах, став лауреатами первой, второй и третьей степени. Командные выступления тоже были. При этом каждые полгода обязательно проводится отчетный концерт.
Возраст юных артистов от 7 до 12 лет, и если у кого-то появилось желание посещать студию, приглашаем на занятия по адресу: ул. Ильича, 3.
— Я привела сюда стеснительного ребенка, а мне вернули дочку абсолютно другой — открытой, смелой, ищущей, — делится Екатерина Фарема, мама Таисии. — Может это двойник (смеется). Поэтому всем родителям скромников я горячо рекомендую!