Общество
Сейчас мобильные телефоны есть у всех, но разговоры по смартфону у многих молодых людей вызывают определенный страх. Корреспондент «Хабаровских вестей» попытался выяснить, почему так происходит.
Боязнь телефонных звонков называют телефонофобией. Специалисты относят этот страх к разновидности социального тревожного расстройства, при котором человек испытывает трудности в общении с окружающими. Телефонофобия проявляется по-разному: кто-то боится совершать звонки, кто-то ― принимать. Некоторых с ума сводит даже мысль о том, что нужно набрать чей-то номер и начать разговор. Если вы когда-нибудь испытывали похожие чувства ― это нормально. Вы не одиноки.
В напряжении с детства
Телефонофобия связана с боязнью публичных выступлений, страхом предстать перед другими в невыгодном свете. Некоторые люди всегда стремятся к идеалу, а потому боятся совершать ошибки.
― Мы все состоим из прошлых отношений. Благоприятный опыт общения, когда нас уважают, не стыдят, а помогают справляться с неудачами, формирует понимание, что мы достойные люди, ― рассказала психолог, транскультуральный психотерапевт Мария Демина. ― А если нас постоянно одергивают и упрекают, такой внутренней опоры не будет. Мы лишний раз слова не скажем, чтобы не выглядеть глупо.
Критику тяжело воспринимать даже во взрослом возрасте, а уж как замечания задевают детей… Бывает, приходишь домой из школы после контрольной, тянешь родителям дневник с заслуженной четверкой, а они с недовольным видом спрашивают: «Почему не пять?» Ребенок, которого оценивают по достижениям, растет в постоянном напряжении. Он чувствует, что всем должен. Потому в любом деле стремится к совершенству, будучи уверенным, что идеал ― это и есть норма. Привычка оправдывать чужие ожидания и страх разочаровать других остаются на всю жизнь.
Корни страха
Боязнь телефонных звонков свойственна и тем из нас, кто любит все контролировать. При личном общении мы наблюдаем за мимикой собеседника, жестами, позами, из чего делаем выводы о его эмоциональном состоянии. Телефонный разговор лишает этой информации, и мы не знаем, в каком настроении пребывает человек на другом конце провода. Что, если мы позвонили не вовремя и отвлекли его от чего-то важного?
― Способность к контакту ― это одно из первичных свойств человека, и в настоящее время многие испытывают с этим большие сложности, ― отметила Мария Сергеевна. ― Страх вступить в диалог также провоцирует тревожность при необходимости сделать звонок.
Люди, которые обладают высоким уровнем ответственности и не умеют отказывать, могут избегать разговоров по телефону из-за нежелания брать на себя обязательства. Они боятся показаться невежливыми и не оправдать ожиданий собеседника.
Еще одна причина возникновения телефонофобии ― непринятие себя, отсутствие осознания чувства собственной ценности. Люди, которые склонны отрицать важность и уместность себя как личности, всегда сомневаются, что имеют право звонить и задавать вопросы, вносить предложения, делиться информацией.
Случается, человек отказывается от хорошей работы, потому что должность предполагает разговоры по телефону в присутствии коллег. Он беспокоится, когда за ним наблюдают, и не может отделаться от навязчивой мысли: «Я бесполезный, потому что не могу выполнять свои обязанности должным образом». Из-за страха оценки и отвержения люди нередко упускают карьерные возможности.
― Чувство собственного достоинства и качество выполнения работы не сопряжены друг с другом. Так же, как и сферы межличностных и профессиональных отношений. Но у некоторых людей это может быть связано, ― объяснила психолог. ― Они думают, что любимы, когда надежны. А быть надежным ― значит, выполнять все задачи на сто процентов. В моей практике подавляющее большинство хотят всегда быть эффективными, бодрыми, успешными. Признать, что ты уязвим, рассказать другим, как устал, ― это очень тяжело.
Вошли в чат
С ростом популярности социальных сетей и мессенджеров люди отдалились друг от друга, разучились разговаривать. Мы предпочитаем печатать сообщения, а не звонить.
― В чате можно быть смелее и говорить что угодно: нас никто не видит, ― подчеркнула Мария Сергеевна. ― Есть возможность взять паузу и продумать ответы. Спонтанная речь дается не всем, поэтому мы пишем текст, чтобы потом не мучиться сожалениями: «тут надо было так сказать», «тут я неправильно сформулировал мысль».
Общение в интернете наиболее популярно среди молодежи. Люди, которые родились на стыке эпох аналоговых и цифровых медиа, звонят в исключительных случаях: поздравить троюродную тетю с днем рождения (под чутким надзором мамы), вызвать экстренную службу (когда у них появится приложение, как у доставки еды?!) или попросить друга поднять трубку домофона и открыть дверь.
― Для связи с родственниками я использую видео-звонки, потому что мы редко видимся, а с друзьями в основном переписываюсь. Это удобно и не отвлекает собеседника от дел, ― поделилась тату-мастер Кристина Смычкова. ― Когда звоню незнакомым людям или в какое-нибудь учреждение, испытываю тревогу. Пугает неизвестность: как отреагирует тот, кто снимет трубку? Я знаю, за спрос не бьют, ничего страшного не случится. Но у меня все равно появляются нехорошие мысли. Вдруг человеку не понравится мой голос, и он решит, что со мной что-то не так? Испорчу первое впечатление. Поэтому иногда я очень долго настраиваюсь, прежде чем сделать звонок. Составляю в голове план разговора. Могу сначала позвонить маме, она надо мной по-доброму смеется и успокаивает.
По наблюдениям психолога, некоторые симптомы телефонофобии можно наблюдать и у людей в возрасте от 30 лет.
― Обычно я стараюсь не отвечать, если звонят с незнакомого номера. Чувствую из-за этого беспокойство, поэтому выключаю телефон или перевожу в беззвучный режим, ― рассказал оператор ТВ-графики Сергей Павлов. ― Всегда можно написать в мессенджер и предупредить заранее о своем намерении связаться. Большие потоки информации, которые поступают по телефону, вызывают у меня тревогу. Но набрать незнакомому человеку мне легко. Я―то знаю, кому и зачем звоню: пусть там волнуются.
Тренируем самооценку
Телефонофобия сопровождается теми же симптомами, что и тревожность: вспотевшие ладони, учащенное сердцебиение, боль в животе и тошнота, сухость во рту, нервная дрожь. Проявляются они как непосредственно перед звонком, так и из-за мыслей о нем.
― У человека может начаться паническая атака. В литературе также описано, что в некоторых случаях можно упасть в обморок, ― добавила Мария Сергеевна.
Есть несколько способов справиться с боязнью телефонных звонков.
1. Продумайте разговор заранее. Составьте несколько схем его развития. Пропишите на бумаге каждый свой шаг. Подготовьте ответы на вопросы, которые может задать собеседник.
2. Представьте самый негативный сценарий и доведите его до абсурда. Посмейтесь над собой: это поможет снять напряжение.
3. Используйте позитивный опыт. Вспомните, когда вам удалось добиться желаемого с помощью звонка и избежать негативных последствий.
4. Потренируйтесь перед зеркалом или обратитесь за помощью к близким. Разыграйте успешный телефонный разговор.
5. Узнайте больше о человеке на другом конце провода. Каков он в общении? Не уехал ли в отпуск? Не заболел ли?
Однако специалист предупреждает: увлекаться тренировками не стоит. Они могут изматывать, а усилия пропадут даром, если при этом не работать над своими личностными проблемами. Выстроится определенный алгоритм действий, который поможет понять ситуацию, но не принесет желаемого результата: звонить все равно придется «через не хочу».
― Вы можете натренироваться и совершать звонки механически, успокаивая себя мыслью: «Я хорошо выполняю свою работу. Все довольны. Я ― нет, но другие ― да. Ну и ладно». Однако определенный уровень эмоционального и нервного напряжения сохранится, что скажется на вашей работоспособности, концентрации и общем самочувствии, ― обратила внимание психолог.