Общество
Побывав на предприятии по выпуску продуктов для здорового питания, корреспондент «Хабаровских вестей» узнал новые слова и познакомился с необычными вкусами.
Именно здесь, в цехах компании Foodcraft, обрела новую жизнь паста урбеч, которую с древних времен изготавливали, перетирая семена льна большими каменными жерновами. Этот продукт содержит много полезных веществ, микроэлементов и витаминов. Считается, что урбеч насыщает кровь гемоглобином, стимулирует пищеварение, повышает иммунную защиту организма, снижает риски осложнений пневмонии, бронхита, предупреждает развитие астмы, укрепляет нервную систему, ускоряет метаболизм. Родиной этой вкусной и полезной пасты считается Дагестан, а популярность ей принесли дагестанские долгожители.
Вкусовая импровизация
Сегодня в хабаровских магазинах можно найти множество разновидностей урбеча. Восточное лакомство готовится из орехов, злаков и семян. Иногда в состав добавляются мед и масло, однако классическим считается рецепт только из одного ингредиента.
— Вообще, о продуктах для здорового питания я задумалась, когда родился сын, он у меня аллергик, и, естественно, захотелось сделать для него особенную, полезную еду, — рассказывает руководитель предприятия Анна Федорова. — Потом и сами с мужем стали думать о том, что едим в свои 30 лет. Для начала попробовали приготовить арахисовую пасту по рецепту знакомых, которые начали ее делать на дому. Далее процесс решили масштабировать, расширили линейку, стали выпускать урбеч, хлебцы, гранолу, пасты, мягкую халву и другие продукты.
Сырье для необычных вкусняшек предприятие получает от поставщиков с запада страны, а также из Москвы и Московской области. Например, арахис используется только аргентинский или бразильский.
— Также заказываем кунжут, лен, орехи, кешью, миндаль, фундук, то есть у нас много разновидностей, потому что мы готовим урбечи, — делится Анна. — Муку тоже закупаем у производителей, работаем с официальными поставщиками. С введением санкций цена на орехи значительно увеличилась, что не могло не сказаться на стоимости конечного продукта, но мы стараемся находить баланс цены и качества, добавляя местные, дальневосточные ингредиенты, например, таежный мед используем при производстве гранолы, паст и халвы арахисовой.
Основа гранолы — овсяные хлопья, которые запекаются с медом, орехами, сухофруктами и пряностями. Это самостоятельный продукт, он готов к употреблению как полезный сухой завтрак и перекус.
— На нашем производстве мы щедро кладем в гранолу орехи, ягоды и прочие вкусняшки, именно этим она отличается от большинства других. Печем ее без сахара, только с медом. Вручную отбираем и проверяем ингредиенты. Готовится гранола по собственному рецепту, без ароматизаторов и консервантов. В линейке шесть вкусов — фруктовая, ягодная, микс, ореховая, шоколадно-ореховая, тропическая, — сообщила Анна Федорова.
Упорство плюс знания
Арахисовая паста, урбеч, цельнозерновые хлебцы, сделанные в Хабаровске на предприятии Foodcraft, уже сейчас прославляют наш город на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Кроме того, производитель решил участвовать в конкурсе брендов «Знай наших», который проходит в рамках форума «Сильные идеи для нового времени».
— В мае 2022 года мы открыли собственное дело по производству арахисовых паст, цельнозерновых хлебцев и гранолы для завтраков, — продолжила рассказ Анна. — Я очень рада, что наша продукция представлена на полках магазинов Дальнего Востока. Мы новая компания, но уже активно принимаем участие в различных конкурсах, продвигаем продукцию в торговых сетях, заключаем контракты с предприятиями общественного питания. Если честно, то даже не думала, что я буду работать в этой сфере, хоть и училась на инженера-технолога пищевого производства в хабаровском нархозе.
После окончания вуза Анна Федорова 13 лет работала в банке, занимала успешную позицию, а весной 2022-го они с мужем решили круто изменить свою жизнь.
— Вот тогда я достала красный диплом академии экономики и права и начала потихоньку вникать, даже подключала своих преподавателей. Конечно, знания, полученные в институте, помогают. Но это лишь азы, которые приходится заново проходить уже на практике. Далее идет полное погружение в сертификацию, производственные программы, технологические процессы и карты. То есть мы это все делали на базе института, но, конечно, когда сталкиваешься на собственном производстве, то все начинаешь как с чистого листа.
Прилавки знают и ждут
Вся упаковка для бренда Foodcraft изготавливается по индивидуальному заказу. Например, баночки под пасту делает новосибирская компания, так как в Хабаровске за такую работу никто не берется, говорят, что 5 тысяч штук в месяц — это слишком маленькая партия.
— Пасты, которые мы выпускаем, стараемся делать с минимумом добавок — максимум два-три ингредиента. Добавляем к основе из ореха мед или сироп топинамбура, сгущенку, шоколад, курагу, — раскрывает производственные секреты Анна. — Рецепты изначально были разработаны нашими знакомыми, в дальнейшем надеемся дорасти до уровня, когда сможем привлекать высококвалифицированных технологов.
Все продукты компании представлены на полках магазинов Дальнего Востока. В основном это сетевые торговые точки: «Самбери», «Реми», «Пеликан». Кроме того, Foodcraft работает с хабаровскими гастромаркетами «Березка» и сетью «Мясное подворье».
— Честно скажу, такому небольшому предприятию, как наше, сделать это было очень нелегко, но мы справились — стараемся находить компромиссы с категорийными менеджерами, общаться, знакомиться, ходить на разные встречи, выставки, то есть себя показывать, и, конечно же, добиваемся результатов, — не без гордости сообщила предприниматель. — К сожалению, мы всего добивались сами, и пока, по разным причинам не попали ни в какие грантовые программы — где-то не вовремя подали заявку, где-то все квоты были разобраны. Надеюсь, в этом году у нас все получится.
В месяц компания Foodcraft выпускает около 4,5 тысячи единиц продукции. Сейчас предприятие производит порядка 18 видов арахисовых паст, 3 наименования урбеча, 6 разных гранол и столько же типов хлебцев, то есть ассортимент достаточно большой, но пока расширять его компания не планирует.
— Мы, конечно, очень заинтересованы в работе с федеральными сетями, были на нескольких встречах с представителями Х5 Group, однако на данный момент еще не начинали переговоры, хотя подписание договора с этим ретейлером — план номер один на 2024 год, — отмечет Анна Федорова. — Кстати, эта сеть является одним из партнеров конкурса брендов, победители которого получают возможность заключить партнерский договор с «Пятерочкой». Помимо выхода в другие регионы хотелось бы поставлять свою продукцию и на экспорт, открывать точки, находить клиентов и партнеров — у нас глаза горят от одной мысли о новых возможностях, и мы очень хотим работать...
А еще у Анны есть желание запустить мастер-классы для детей, создать пространство, в котором они смогут сами готовить арахисовую пасту, научить их, чтобы они могли делать ее дома и узнали о пользе данного продукта.