Общество
Кто-то скажет: бульоны, вяленые томаты ― как прозаично! Искусством тут и не пахнет. А другой сумеет даже на кухне уловить тонкий аромат красоты и эстетики и… превратить его в свечи.
Так и случилось с основательницей семейного бренда ароматических свечей Pana Vela Натальей Баландюк. В ароматы она влюбилась давно и с первого вдоха. Правда, охотилась не за парфюмами, как можно было подумать, а за специями.
― Я много путешествую по миру и часто привожу домой ароматные приправы: бергамот, сумах, уцхо-сунели, кайенский перец, ― рассказывает наша героиня. ― К перцу вообще питаю особую страсть: на моей кухне ни одно блюдо без него не обходится.
Кухарничать Наталья Романовна очень любит, особенно делать заготовки. Но не банки с огурцами да помидорами крутить, как другие хозяйки, а готовить сухие бульоны, сушить фрукты и овощи в дегидраторе, запасаясь вялеными томатами и сливой, ― там ароматика совсем другая.
И вот три года назад, уволившись с работы, колдуя на кухне, она задумалась: где еще можно проявить свою сердечную склонность к ароматам? Не сидеть же без дела! И взялась за свечи.
Ох, тот безумный бергамот…
Большинство ароматов в линейке бренда авторские, а все свечи ручной работы.
― Дело у нас семейное: мне помогает сын, ― говорит Наталья Баландюк. ― Но ароматы, конечно, разрабатываю я, потому что у мужчин нос другой. Они обычно слышат только базу, изредка ― пару аккордов из середины, а нюансы и шлейфы не улавливают.
Создание аромата ― дело тонкое и кропотливое. Иногда на это может уйти до полугода. Перво-наперво нужно решить, каким будет его состав.
― У нас есть свеча с названием «Безумное чаепитие», посвященная моей любимой сказке «Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролла (6+), ― рассказывает мастер. ― Почему безумное? Да потому что там за столом творился балаган: скакали гости, чашки. И моей задачей было передать в аромате эту веселую, немножко хулиганскую атмосферу с нотками игривости. Поэтому здесь можно уловить бергамот (без него английский чай вообще нельзя представить!) и цитрус, который делает аромат бодрящим. Слушаешь его ― и перед глазами сразу возникает картинка, как Алиса с Чеширским котом на ушах стоят.
После череды тестов, добившись оптимально выверенного состава, аромат отливают в пузырек, при определенной температуре смешивают с расплавленным на водяной бане воском, вымешивают две минуты, остужают и заливают в стакан. После приходится выжидать две недели ― за это время, как говорит мастер, воск «женится» с ароматом. А потом свечу зажигают, слушают и, если чего-то не хватает, все начинают заново.
― Всегда тестирую новые ароматы в спальне, в маленькой комнатке 8 кв. м, потому что там подушки, постельное белье, они хорошо впитывают запах и помогают прочувствовать послевкусие, ― разъясняет Наталья Романовна. ― Обязательно закрываю окно, зажигаю свечу, выхожу и возвращаюсь часа через полтора-два, гашу фитиль и спокойно слушаю, оцениваю, удачно ли подобрала пропорции, сбалансирован состав или нет.
По наблюдениям мастера, сегодня культура потребления ароматических свечей в Хабаровске на печально низком уровне: люди не знают, как правильно их жечь, и очень удивляются, когда слышат, к примеру, что фитиль нужно постоянно подрезать, иначе он начнет коптить. Или что остатки воска ни к чему заливать духами ― запах свечи никуда не денется до последней капли.
― Часто спрашивают аромат сандалового дерева. Но не потому, что это их фаворит, ― многие никогда его толком и не слышали, просто знают по рассказам друзей или вычитали в интернете, ― а из-за отсутствия опыта соприкосновения с другими запахами, ― отмечает Наталья Баландюк. ― Если человеку кто-то порекомендовал тот или иной аромат, я всегда предлагаю сначала послушать его самому, ведь сколько носов, столько и мнений. А потом знакомлю с остальным ассортиментом, основываясь, конечно, на предпочтениях покупателя.
Поначалу, кстати, свечи она выпускала без крышечек, чтобы отучить народ от вредной привычки брать их, ставить на полку… и напрочь забывать, время от времени только любуясь издалека.
― Люди охали: что вы, мы их не зажигаем, просто украшаем интерьер! ― вспоминает Наталья Романовна. ― А я в ответ на их просьбы сделать крышечку отвечала: нет, пока не научитесь потреблять продукт, никаких крышечек не будет. Даже стихи об этом писала, представьте! Объясняла: свеча стоит на полке открытая, на ней копится пыль. Вы раз вытрете, два, а потом, когда у воска подпортится товарный вид, махнете рукой и зажжете свечу. Спустя какое-то время покупатели стали присылать мне фото и видео, мол, вот, смотрите ― пользуемся! И только тогда у нас появились деревянные крышечки.
И щепотку мха
Одна из любопытных находок бренда ― это региональная линейка ароматов, посвященных дорогим сердцу Натальи Романовны местам, в том числе Хабаровску.
― В нем есть нотки морского бриза, мы ведь у Амура живем. Свежей листвы, потому что в городе много зелени, ― описывает она. ― А еще много дач, поэтому добавили туда ежевику и черную смородину. И, конечно, мох ― в Хабаровске часто стоит сырость.
Кстати, к 167-летию города Наталья Баландюк планирует выпустить коллекцию из трех свечей, вдохновленную значимыми местами и достопримечательностями Хабаровска. А какими именно, пока секрет!