Общество
В этом году Хабаровск получил приглашение на международную книжную выставку Non/fiction — одну из самых крупных и престижных в стране. Вы удивитесь, но поедет туда… самиздат.
— Да, это уже абсолютно точно! С 5 по 8 декабря 10 наших изданий будут там, по несколько экземпляров каждое, — радостно делится event-менеджер книжного магазина «Простая неформальность» Виктор Степанцов. — Договорились с лавкой «Кузебай» из Ижевска, присоседимся к их столику. Своего у нас не будет — литературы ведь не так много.
Когда все решают за нас
Еще Витя — организатор литературного клуба и независимого издательства «Рэнга». Или, как он говорит, «самиздательства» — так часто описывают себя люди, которые занимаются выпуском андеграундных книг. «Рэнга» от них не отстает. В их копилке три выпуска «Литературного коллажа» с вырезными иллюстрациями к стихам хабаровских и владивостокских поэтов, комикс в жанре хоррора с региональным компонентом, издание, собранное прямо в процессе спектакля, сборник современных переводов японских хайку с абстрактными работами молодой художницы Полины Алехиной и последнее детище — графический рассказ «Забота», созданный молодым писателем Евгением Поздняковым совместно с нейросетями YandexGPT 3 и Dream.
— Об этой книжке особенно хочется рассказать подробно, — признается самиздатель. — Мы с Женей вообще много работаем вместе, у него всегда есть интересные идеи. И вот однажды мы начали обсуждать главную проблему искусственного интеллекта. Многие говорят, что это отсутствие души и чувств. А Женя считает, что это вообще не имеет значение. Беда в том, сколько всего мы в итоге можем ему доверить. Алгоритмы показывают нам, куда идти, подбирают контент, который мы читаем, смотрим и слушаем, могут контролировать наше здоровье и организм… В итоге ИИ решает за человека все, а мы совсем теряем волю. Рассказ как раз об этом.
Да, притом примерно 10 процентов текста и все иллюстрации в книжке принадлежат искусственному интеллекту. Какая острая ирония и одновременно весьма смелый эксперимент.
Совсем андеграунд
Когда последний стал обязательной частью самиздательских проектов?
— Да всегда был, — пожимает плечами Виктор. — Хочется обязательно делать что-то необычное, искать новые форматы, которые не встретишь просто в книгах. И все это — с местными авторами: поэтами, прозаиками, переводчиками, художниками.
Второй обязательный пункт — концепт «Сделай сам». За примерно полтора года работы основатель «Рэнги» умудрился освоить полный цикл книгопроизводства:
— Верстаю макет, размечаю страницы для печати, вывожу их на принтере, обрезаю, сшиваю, делаю переплет и клею обложку. Картон закупаю на «Вайлдберриз», дизайнерскую бумагу везу с местного склада. Да, все сам. Ну, иногда мне помогает моя девушка Люба — но это если нужно срочно готовиться к какому-то большому мероприятию.
Думал ли он раньше о том, насколько большими будут эти мероприятия сегодня? Подозреваем, что нет.
— Если честно, просто не знаю, что может быть еще престижнее, — смеется Витя. — Все началось с приглашения для «Простой неформальности», у которой нет собственного издательства, зато есть мы. А сейчас многие крупные события делают упор на региональную литературу, это популярная тема. Но еще такие же, мне кажется, на Non/fiction вряд ли будут. Мы же совсем небольшие и совсем андеграунд!
Хорошее приходит по частям
А что намечается после выставки? Следующий эксперимент — еще смелее.
— Выпустим второй хоррор-комикс про Хабаровск, — загадочно улыбается Виктор. — Он будет совершенно бомбический, про местный зомби-апокалипсис. И там задействованы реальные люди: художница и создательница «Простой неформальности» Женя Мясникова, музыканты Дима Шакиров и Саша Бондарь, я. Конечно, мы брали у них согласие и спрашивали, на каком уровне будет уже перебор. Это ведь ужастик про личностей, которые, куда бы ни уехали, все равно мистическим образом возвращаются в родной город. Скажем так: не все из них доберутся целиком…
Что ж, повествование, честно говоря, на любителя. Зато точно неординарное. В конце концов, не им бояться литературных рисков.
— А еще мечтаю сделать творческий конвейер по изготовлению книжек, — признается основатель «Рэнги». — Однако хочется, чтобы это была совместная свобода творчества, а не подпольная фабрика с бесплатным трудом. Одну книжку мы уже собирали в процессе перформанса, теперь нужно сразу много! Пока не знаю, как это воплотить. Но придумаю.