В кортизольном маринаде
logo

Общество

В кортизольном маринаде

Полина АПАРИНА, фото автора

«Расскажи всем, вместе посмеемся!» ― одергивали нас в школе. «Тише, здесь же люди!» ― шикали нам мамы. Так и отучили смеяться, наказав хохотать под шумок, себе под нос, чтоб других не смущать и самому дураком не выглядеть.

А между тем в Хабаровске есть люди, которых этими «нельзя» не запугать: знай себе смеются, да так, что хохот стоит почти гомерический и даже эхом возвращается. А услышать его можно в парке «Динамо»: там проходят занятия по йоге смеха. На одной «ха-хательной» тренировке побывал и корреспондент «Хабаровских вестей».

И пальцем у виска покрутят…

Шагая к месту сбора, я мучилась противоречиями. Сами посудите: взять и начать смеяться ни с того ни с сего? В парке, где гуляет народ? Рядом с незнакомцами, под их любопытными взглядами? Просто страшный сон интроверта наяву!

― На первом занятии тоже наблюдала за пенсионерками в недоумении: чего хохочут-то? ― пытаясь меня успокоить, поделилась хабаровчанка Нина Григорьевна, пока мы ждали тренера. ― Встала с ними в круг, начала делать упражнения, но ни звука не издала, все думала: как можно смеяться просто так? Тренер заметила это и спросила, почему я не хохочу, как другие. Говорю: мне не смешно. Тогда она посадила меня напротив себя, попросила смотреть ей прямо в глаза и вдруг расхохоталась. И мне почему-то смеха сдержать не удалось, залилась так, что не могла остановиться. С тех пор освоилась, стало проще. После занятий как будто не идешь, а летишь. До того хорошо!

― Неужели совсем не стесняетесь? ― не поверила я. ― Вдруг коситься будут, на телефон снимать…

― Косятся и даже у виска иногда крутят, ― не стала скрывать моя собеседница. ― А мы говорим: лучше подойдите и сами попробуйте!

Живот свело от волнения: мне до таких подвигов далеко. Я порой лишний раз глаз не подниму, не то что кого-то на хиханьки да хаханьки агитировать! Но деваться некуда. Тренер, директор АНО ДВИСОР Наталья Москвина уже взяла шефство над нашей небольшой компанией и повела за собой, вглубь парка…

Отставить «ха»!

Заняв место в кругу, я продолжала гадать, что за упражнения такие ― смеховые? Чего там можно выдумать, бери да смейся. Однако и тут свои правила есть. Первое ― надеть улыбку и не снимать до конца занятия. Задачка, честно говоря, та еще: у меня скулы свело уже через пару минут. Отвыкло лицо улыбаться, чего уж там. Второе ― смеяться не с «ха», а с «ах». Так, мол, проще (спойлер: это правда, начнете с «ха» ― воздух закончится уже через полминуты, и вместо смеха пойдут сдавленные хрипы). Третье ― не стоять истуканом, а махать руками-ногами. И последнее, но самое важное ― смеяться громко до неприличия, чтоб каждая белка слышала.

― Всю жизнь нам твердят: во весь голос не разговаривай, не плачь, не хохочи, ― объяснила Наталья Москвина. ― Потому мы и зажимаемся. Говорят же, что сегодня человечество «закортизолено». А здесь никаких запретов нет: чем громче, тем больше пользы. Ну что, приступим? Раз…

Натянули улыбку до ушей.

― Два…

Набрали полную грудь воздуха.

― Три!

Запустили смехомашину. Но даже разминка далась мне с трудом. Хохот постоянно застревал в горле, несмотря на то, что руки помогали выталкивать его наружу. А потом еще и кашель пошел: мокрый, тяжелый.

― Это нормально, ― убедила меня тренер. ― Йога смеха ― очень мощная дыхательная практика. Когда человек интенсивно смеется, через его легкие проходит как минимум в два раза больше кислорода, чем обычно, и многие закашливаются. Так что продолжайте!

Обойдемся без комедий

Кое-как отдышавшись, снова встала в строй под смех моих компаньонок. Смеялись они, конечно, не надо мной, а по команде Натальи Москвиной. Расхохоталась и я, чтоб от коллектива не отбиваться, а у самой лицо разболелось сильнее прежнего, и пресс в тугую пружину сжался.

― А теперь ― в душ! ― махнула рукой тренер и достала из закромов смехомочалку. Воображаемую, конечно, но мы все в нее поверили и вооружились такими же. ― Смоем с себя все обиды и злость, а-ха-ха-ха!

Сжав в руке «мочалку» покрепче, я терла свое тело, хохоча во все горло в унисон с другими, и вдруг заметила, что уже не прячу глаза и не боюсь разделить свой смех с этими милыми дамами. И проходящие мимо зеваки вдруг перестали смущать: пусть им будет неловко, это ведь они хмурые гуляют, а я веселюсь. Да и хохот стал выходить не таким натужным, выпрямился и зазвенел от души.

― Мозгу все равно, почему мы смеемся, ― обратила внимание Наталья Москвина, увидев, как улучшилось мое самочувствие. ― Ему не нужны комедии, шутки или нелепые ситуации. Получил сигнал «смешно» и айда гормоны радости вырабатывать.

Радость оверсайз

К концу тренировки на меня накатило легкое головокружение, мышцы лица немного ныли. Зато на душе стало так легко, как последние лет шесть не было, и поднакопившаяся за неделю усталость вдруг улетучилась (правда, потом снова вернулась, но от одного занятия многого ожидать и не стоило).

― Смех выматывает не хуже марафона, ― поддержала меня одна из пенсионерок, которая тоже пришла на занятие впервые.

Еще бы: за час мы успели не только понежиться в смеходуше, но и тщательно промыть голову от дурных мыслей (выдернув самые застоялые «хи-хишечной» зубочисткой), а затем пропустить их через смехоутилизатор проблем (работает он как мясорубка). После этого наша компания разворотила гардероб эмоций, «примерив» и печаль, и злость, но в конце концов ушли мы из парка в радости. Благо всем она оказалась как раз!

Кстати, спасибо за эти хиханьки да хаханьки нужно сказать индийскому врачу Мадан Катарии. Вычитав в научных трудах, что смех лечит, он взял жену и вышел с ней на улицу, чтобы похохотать с прохожими. Одни крутили у виска, а другие соглашались. Но потом анекдоты иссякли, а шутки стали сальными, и тогда Мадан сказал: я придумаю что-то еще. И вдруг узнал, что лечебным может быть даже неискренний смех. С этого все и началось. 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)