Общество
Почувствовать себя героем детектива и поностальгировать по лихим девяностым мог любой желающий в Музее истории Хабаровска, где прошла «Ночь искусств».
На часах 19.00 и гости, заполнившие фойе, с нетерпением ждут начала квеста, предвкушая интересный вечер. Большую часть посетителей составляют школьники и студенты. Появляется экскурсовод, и необычное мероприятие начинается.
— Друзья, сначала вы обязательно должны увидеть ожерелье дочери шамана, — обращается девушка к собравшимся. — Оно сделано из черепа священного ворона и только сегодня выставляется в нашем музее.
О времена, о нравы!
Следуя за сотрудницей музея, направляемся в зал. Но вместо раритетного украшения перед нашим изумленным взором предстает пустая витрина. Экскурсовод, ничего не объясняя, ведет всех в зал дореволюционной истории Хабаровска. Здесь предстоит обнаружить улики, которые помогут найти вора, а вместе с ним и украденное ожерелье. Ищем хоть что-нибудь приметное, а заодно слушаем, чем жили горожане конца XIX — начала XX века. Оказывается, они были частыми посетителями публичных домов, в аптеках можно было приобрести лекарство от кашля с добавлением наркотических веществ, а в качестве служанок местные дамы предпочитали нанимать тех, кто отсидел за убийство, потому что в те времена больше доверяли убийцам, чем воровкам.
След из прошлого
Все это время часы с кукушкой привлекают к себе внимание характерным монотонным звуком. И, как выясняется, не зря. Возле них лежат целых две подсказки: вкладыши из жвачки «Love is» и музейная книга отзывов, датированная концом девяностых. Внезапно из динамиков начинает играть песня «Фаина» в исполнении группы «На-На». Видимо, наш вор как-то связан с этими временами.
Запомнив эту подсказку, движемся в зал истории города 1920—1930-х годов. Здесь на одном из доносов, висящих в самом центре экспозиции, нас ожидает изображение паровоза. Далее видим макет локомотива, а возле него гадалку.
— Помогу, чем смогу, — говорит она. — Но не деньгами возьму, а правильными ответами на мои литературные ребусы.
«Красную Шапочку», «Гарри Поттера», «Мастера и Маргариту» отгадываем сразу, а Эркюля Пуаро и «Собаку Баскервилей» — немного подумав, но в итоге все равно получаем подсказку от гадалки.
— Дама червей, а это значит, что вам нужно искать блондинку, — подытоживает она.
Все пути ведут в Китай
Вдруг одна из девушек нашей экскурсионной группы замечает клочок бумаги в бутафорской топке паровоза. Записка гласит: «Если кто-то хочет что-то найти, то ему следует идти за пауками. Они приведут куда надо». Делать нечего приходится двигаться за изображениями этих малоприятных существ. Поднимаемся на второй этаж и попадаем в зал эпохи 1950—1970-х. На стенде с инструментами советских воров среди ломов, отверток и отмычек находим ключи от витрины. Рядом с ним стоят печатная машинка, книги и рабочий стол дальневосточного писателя Анатолия Вахова. Под ним-то и находим еще одну важную улику — билет в Харбин. Бежим в зал Восточной культуры. Здесь среди артефактов из Поднебесной явно выбивается этикетка с надписью «Made in China», свойственная скорее ширпотребу китайского производства.
Назад, в девяностые
Именно она и подводит нас к кульминации всего действа ─ залу «Хабаровск в 1990-е».
— В конце ХХ века в России началась эпоха переводной литературы, — рассказывает экскурсовод. — Наиболее популярными были детективы, женские романы и фэнтези. Особенно «Властелин колец» Джона Толкиена.
В этот момент замечаю, что из культовой книги британского автора торчит записка, а в ней отрывок из диалога персонажей этого произведения, Бильбо Бэггинса и Голлума, который оканчивается вопросом первого действующего лица ко второму: «Так что у меня в кармане?».
Ключи от витрины, девяностые, блондинка — сопоставив все эти улики, мы понимаем, что на протяжении квеста воровка была среди нас. Ею оказалась… экскурсовод! Ожерелье дочери шамана лежало в кармане ее сумки. Разворачивается поистине гоголевская немая сцена — гости стоят в недоумении.
— Основываясь на опыте «Ночи в музее» этого года, мы поняли, что наибольшим успехом у посетителей пользуются необычные истории, поэтому решили сделать детективный квест, — говорит заведующая культурно-просветительским отделом музея Майя Реджепова. — Выбрали 1990-е, потому что это время ближе к нам. Все предметы, которые вы видите вокруг, — вещи, принесенные сюда нашими сотрудниками и жителями города. У каждой из них своя история. Например, свадебное платье на манекене принадлежало невесте местного криминального авторитета, который в 1990-е держал под собой весь Южный микрорайон.
Надо заметить, что экспериментальное мероприятие, которое провели сотрудники Музея истории Хабаровска, посетителям очень понравилось.
— Сюда меня привели друзья, — делится посетитель музея Екатерина Жупанова. — Особенно меня впечатлило, что мы не просто пришли послушать экскурсию об истории родного города, а стали участниками детектива. В следующем году, если будет проводиться что-то подобное, обязательно приду.