Общество
С первых дней спецоперации в 2022 году гвардии младший лейтенант с позывным «Уран» в самой гуще событий. Его расчет «Орлана» стал глазами артиллерии, обеспечивая точное наведение и корректировку огня по позициям противника. Уран и его расчет работали круглосуточно, в сложных полевых условиях, невзирая на постоянную угрозу обстрелов и атак беспилотных летательных аппаратов. Именно благодаря их слаженной работе и профессионализму было уничтожено множество вражеской техники и живой силы противника.
— Наша работа — это не просто управление дроном, — говорит Уран. — Это ответственность за жизни людей. Мы делаем всё возможное, чтобы приблизить победу.
Уран — человек немногословный, но его дела говорят сами за себя. Он не любит рассказывать о подвигах, предпочитая просто выполнять свою работу, но сослуживцы знают, что на него всегда можно положиться. В сложной ситуации он быстро принимает решения, грамотно оценивает обстановку и находит оптимальный выход. Его хладнокровие и уверенность передаются остальным членам расчёта, вселяя в них спокойствие и уверенность в успехе.
— Замечаете ли вы качественный и количественный скачок в применении БпЛА?
— Да, рост колоссальный. Раньше «Орланы» считались нашими единственными «глазами», квадрокоптеры были в диковинку, а «Залу» использовали только специалисты. Все держалось на плечах расчетов «Орлана-10». Сейчас подразделения БпЛА создаются повсеместно, поэтому наблюдение за противником ведётся непрерывно. Даже в непогоду, когда крупные дроны не могут подняться в воздух, «мавики» и им подобные аппараты продолжают нести боевое дежурство.
— Изменился ли процесс подготовки личного состава подразделений БпЛА, прибывающего на пополнение?
— Обучение на нашем комплексе почти не изменилось и, как прежде, проходит в одном из городов России. Акцент на реализм и практическое применение делает процесс обучения максимально эффективным и актуальным. Кроме основной программы подготовки специалистов, особое внимание уделяется работе с современными средствами связи и разведки. Бойцы учатся эффективно использовать дроны для наблюдения и корректировки огня, осваивают навыки маскировки и противодействия вражеским беспилотникам. Из боевых задач этого года можно выделить работу нашего подразделения при освобождении Угледара и его окрестностей: южных дач и Павловки.
Стоит сказать, что воздействие на наше оборудование со стороны противника оказывается постоянно. Где-то это бесперебойная работа РЭБ и нескончаемые FPV-дроны врага. В ответ мы меняем частоты, сужаем полосы связи и так далее. Средства радиопомех очень разнообразны, от мелких кустарных устройств до крупных станций, покрывающих большие площади. Поэтому, какая именно система РЭБ работает против нас, сказать сложно. Но мы тесно взаимодействуем с пунктом управления БпЛА армии. Поэтому нам сообщают об активации станций обнаружения или помех противника, и мы либо продолжаем выполнять задачу, либо отводим борт и ждем информации о прекращении работы станции противника или её уничтожении нашими силами. Благодаря слаженности наша радиоэлектронная разведка практически всегда засекает их. Для физического уничтожения такого пункта необходимо приблизиться и передать координаты. За линией боевого соприкосновения это невозможно, поэтому мы используем «Орлан-30».
— Когда и в каких обстоятельствах вы, младший сержант, получили первое офицерское звание?
— В июне 2024-го мне присвоили звание младшего лейтенанта. Служба моя заключалась в выявлении вражеских позиций, корректировке огня артиллерии, в том числе и с использованием высокоточных боеприпасов. В связи с расширением штата командование предложило мне новую должность.
— Гражданский человек подумает, что в подразделениях БпЛА могут работать многие, поскольку знакомы с компьютером или хорошо играют в игры. Так ли это?
— Молодым проще влиться в работу, это факт. Поэтому обучить можно каждого, главное — желание учиться. Тут как с вождением: сел за руль — будь добр, изучи машину и ПДД. Мы, уже как опытные бойцы, всегда поможем и подскажем. Кстати сказать, я вот по образованию экономист, выучился еще во время службы по контракту. Хоть с компьютером и был на ты, тем не менее освоить новую профессию было непросто. Сейчас я заочно получаю высшее образование. В нынешней обстановке, конечно, сложно, но в институте ребята понимающие, идут навстречу. Учусь на специальности «административное и муниципальное управление». И хоть профессия гражданская, армию не брошу, долг отдам до конца.
— Как вы ориентируетесь, выполняя полёт над незнакомой местностью?
— Я смотрю на район через камеру и сразу сопоставляю с картой — это проще простого. «Орлан» летает обычно на высоте около трех тысяч метров, хотя может и до пяти. Ниже стараемся не опускаться, там их FPV-дроны нас достают.
На новых «Орланах» и камера стала лучше — местность как на ладони даже с такой высоты, и запускать можно дальше от рубежа. К слову, о запуске: вспомнил случай, который произошёл совсем недавно. Приехали на взлётку с техниками «Суперкама», начали разворачиваться и готовиться к запуску, как вдруг рядом с пусковым механизмом, буквально в двух метрах, врезается украинский FPV-дрон. К счастью, беспилотник не сдетонировал, только боевая часть загорелась. Пришлось срочно передислоцироваться. У FPV-дронов даже с оптоволокном есть запасной канал, если провод перебьют. А если рядом «Баба Яга» висит, связь будет стабильная на любом расстоянии.
Промышленные дроны на бензиновом двигателе слышно издалека, но есть и на электричестве — те потише, особенно на большой высоте. Относительно недавно столкнулись еще с «материнским» дроном. Это такого типа беспилотник, который несет на себе сразу несколько FPV-дронов, чтобы им батарею на подлет не тратить. Они садятся где-нибудь у дороги и ждут, когда цель появится. Но таких «мам» легче выследить. Помню, в Новомихайловке увидели с «Орлана-30», как с поля со стороны ВСУ штук 10 камикадзе поднимаются и летят к нам. Мы передали координаты нашей артиллерии, и она сделала своё дело.
За время участия в спецоперации гвардии младший лейтенант Иван с позывным «Уран» был отмечен командованием как опытный специалист и профессионал, награжден медалями. Но главной наградой для него является осознание того, что он вносит вклад в защиту Родины и обеспечивает безопасность своих товарищей. Уран уверен, что победа будет за нами, и готов продолжать службу до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель.