Все в наших руках
logo

Общество

Все в наших руках

Виктория ПЯТКОВА, фото автора

Какие в жизни могут пригодиться школьные (и не только) знания, как сохранять стойкость и не сдаваться ни при каких условиях, почему человек сам вершит свою судьбу и многое другое рассказал школьникам Герой Российской Федерации Владимир Шарпатов, имя которого известно благодаря легендарной операции по освобождению из афганского плена экипажа самолета Ил-76.

Он прибыл в Хабаровск в составе делегации «Российской Ассоциации Героев». В рамках проекта «Вахта Героев Отечества» в школах и вузах города прошли уроки мужества, где гости делились со школьниками своими историями и отвечали на вопросы. Владимир Ильич в числе прочих посетил лицей «Звездный».

Шел к цели

Владимир Шарпатов родился 21 марта 1940 года в поселке Красногорский Звениговского района Марийской АССР. После школы поступал в летное училище, но не поступил. Пошел работать, но не оставлял попыток связать свою жизнь с небом. И спустя пару лет его зачислили в авиационный институт.

— Семья у нас большая была, простая, связей не было, — рассказывает герой. — Родители мне и сказали: поступай в Казанский авиационный институт, там еще аэроклуб есть, и летчиком станешь, и высшее образование получишь. Страшновато было, потому что конкурс семь человек на место. Но поступил. В отделение пилотов меня не взяли, потому что я уже по возрасту не проходил. А летать-то хочется! Вот и оформил академический отпуск, чтобы поступить в летное училище.

По словам героя, на пути к полетам у него вставали всяческие препоны, но он не колебался — слишком уж большой была мечта.

— Мне даже свой аттестат выкрасть пришлось, чтобы поступить в летное, — смеется Владимир Ильич. — Учился ведь очно в авиационном институте, и отчисляться не хотел. В итоге получилось окончить оба.

Ну вы молитесь, а мы поехали!

После окончания училища Владимир Шарпатов стал летчиком гражданской авиации, много лет проработал на самолетах ЯК-18А, Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76, его общий налет — 16 500 часов. В 1991 году освоил полеты на международных линиях, летал в 65 стран, участвовал наряду с другими российскими экипажами в перевозках военных грузов и бронетехники.

— В 1995 году поступил на работу в казанскую авиакомпанию «Аэростан», — продолжает Владимир Ильич. — И почти сразу меня направили в командировку в Объединенные Арабские Эмираты, в город Шарджа, откуда совершал полеты в Афганистан. Я, правда, оказался в неведении, что там до сих пор продолжается гражданская война: наши СМИ тогда эту тему как-то обходили стороной. Так вот однажды в полете даже чуть было не попал под бомбежку.

В августе 1995 года Ил-76, командиром которого был Шарпатов, перевозил боеприпасы (патроны калибра 7,62 мм) по маршруту Тирана (Албания) — Шарджа (ОАЭ) — Кабул и был захвачен боевиками в афганском городе Кандагар. Так семь членов экипажа оказались в плену, который продлился целых 378 дней.

— С самого начала в голове зрел план побега, — делится герой. — И первое, что пришло на ум и в итоге нас спасло — убедить талибов в том, что ценный самолет нуждается в постоянном техническом обслуживании.

За отсутствием собственных специалистов экипажу было позволено время от времени под вооруженным конвоем поддерживать ИЛ-76 в работоспособном состоянии.

— Окончательное решение о побеге приняли, когда нам стали угрожать расправой по правилам шариатского суда. Тогда и поняли: выбора нет! Надо лететь. Сказали талибам, что нужно поменять колесо. А сами тянули время, ждали обеденную молитву, чтобы поменьше бдительной охраны было. Дождались. Говорю: «Ну вы молитесь, а мы поехали!».

Ненужных знаний не бывает

По словам Владимира Ильича, экипажу необыкновенно повезло: техника оказалась, по его выражению, «в сговоре» с командой, и несмотря на множество неполадок, двигатели удалось запустить. Вооруженный конвой из трех автоматчиков, находящихся в кабине, тоже получилось одолеть: помогли тренировки Шарпатова.

— Я всегда говорил: не бывает ненужных знаний. Все, что я в школе учил, мне в жизни пригодилось. А экипаж свой я быстро связывать руки учил вообще благодаря опыту работы на картофельном поле: чтоб мешки не развязывались, накидывали петлю-удавку. Так и с конвоем справились.

Талибы, заметившие выруливающий на взлетную полосу самолет, пытались его остановить, перекрыв дорогу автобусами. Ничего не вышло: разминувшись с ними в секунду, Ил-76 взмыл в воздух. Летели через Иран в Объединенные Арабские Эмираты, так как путь в Россию «преграждал» Пакистан. В ночь с 18 на 19 августа российские летчики вернулись в Казань. 22 августа 1996 года был подписан указ о награждении экипажа борта RA-76842. Командиру Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину присвоили звание Героев России, а остальных членов команды наградили орденами Мужества. По мотивам событий также сняли художественный фильм — «Кандагар» (2010) имел большой успех в российском прокате.

Если сказать, что встреча с Владимиром Ильичом никого не оставила равнодушным, это не будет ни канцеляризмом, ни грехом против истины. Два класса — десятый и одиннадцатый — слушали, затаив дыхание. Только рассказ закончился — посыпались вопросы.

— А как быстро принимать решения?

— Можно ли повлиять на судьбу?

— Что помогает идти к цели?

Владимир Шарпатов ответил просто: нужно все время учиться. Верить в то, что все в твоих руках, и никогда их не опускать!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)