«Выбирай свое»
logo

Общество

«Выбирай свое»

Беседовал Илья АВЕРИН, фото автора

Проект с таким названием, направленный на популяризацию пищевой продукции местного производства, запущен в Хабаровске.

Его инициатором стала Дальневосточная ассоциация предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Об основной задаче проекта мы поговорили с генеральным директором ассоциации, руководителем компании «Золотой юг» Алексеем Андрусенко.

— Алексей Николаевич, для начала расскажите о вашей ассоциации, она создана совсем недавно — в декабре 2021 года. В чем ее миссия?

— Идея подобного объединения пришла на фоне непростой экономической ситуации. Из-за ковидных ограничений резко упал уровень потребления, у производителей, торговых сетей рухнул оборот. И стало понятно, что выжить можно, только действуя совместо. Поэтому инициативной группой производителей и было задумано создание ассоциации.

Основная наша цель — объединение усилий для налаживания сбыта своей продукции, ведь это самое главное. Когда есть рынок реализации, предприятия работают, сотрудники получают зарплату, платят налоги, происходит движение капитала. Если деньги лежат без дела, это очень плохо. У людей должно быть достаточно средств, чтобы они могли себе позволить совершать покупки. Без этого развитие экономики попросту невозможно.

В первую очередь нас интересуют торговые сети, потому что именно через них сейчас происходит основной сбыт. И, к сожалению, многие знают, что работающие у нас сети далеко не всегда горят желанием брать продукцию местных производителей.

— С чем это связано?

— Причины разные. Так сложилось, что основная масса собственников и бенефициаров торговых сетей живет за границей. Там же юридические адреса многих компаний. Соответственно, власти говорят, что хорошо бы брать товары их стран для реализации.

Второе: все крупные транснациональные корпорации обладают огромными финансовыми возможностями. Их бренды узнаваемы, десятки лет на рынке. Это позволяет им, что называется, проплачивать полку, проводить акции, составлять план продаж с привлечением мерчендайзеров, маркетологов, наружной рекламы. На людей это действует, и, соответственно, продажи растут. К сожалению, малый и средний отечественный производитель подобными ресурсами не обладает, поэтому ему отводилась второстепенная роль.

Как прежде, не будет

— Сейчас ситуация меняется?

— После ковида, начала спецоперации мир в принципе поменялся, и, видимо, он уже не будет прежним. Возникли трудности с логистикой, остро ощущается нехватка контейнеров. Плюс мировая инфляция — цены поднялись буквально на все. И в странах той же Европы торговые сети стали больше внимания обращать на местного производителя, ведь издалека привезти товар очень дорого. Такой подход плавно начал переходить и на территорию России, что вполне логично. От этого зависит продовольственная безопасность. Нас обложили санкциями со всех сторон, и стало понятно, что некоторые страны просто не будут поставлять сюда свои товары, потому необходимо локализовать производство.

Я вообще считаю, что это тот стимул для населения, который может стать национальной идеей. Когда человек создает что-то свое, ему интересно, он горит идеей развиваться. И здесь мы возвращаемся к задаче, которую я озвучил в начале беседы: организация сбыта продукции, чему и призвана способствовать ассоциация.

На данный момент основной проект, который мы только что запустили, — «Выбирай свое». Он реализуется по всей стране, мы являемся пилотной площадкой здесь, на Дальнем Востоке.

— В чем именно заключается этот проект?

— Он подразумевает, что на полки торговых сетей заводятся все местные производители. Ассоциация является гарантом, что у них есть необходимая документация, продукт сертифицирован и соответствует всем требованиям. Причем местным товарам отдаются отдельные места в торговых рядах, либо происходит маркирование специальными брендированными знаками. Плюс внутри помещения предусмотрена навигация, а также специальные QR-коды — наведя смартфон на них, можно узнать полную информацию о компании.

Мы считаем, что за этим проектом будущее. Он опробован на территории Сибири, и анализ показал, что подобные мероприятия поднимают трафик, то есть выгодно и торговому предприятию, и производителю.

В Хабаровске уже провели встречу с собственником сетей Spar и «Амбар» Сергеем Дудником. На базе именно этих магазинов как раз заводим проект «Выбирай свое». Думаю, к началу сентября он уже будет реализован.

— Дальневосточная ассоциация предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства — молодое объединение, которое тем не менее реализует конкретные и достаточно уверенные шаги для отстаивания интересов местных производителей, — отметил начальник отдела пищевой промышленности и продовольственных ресурсов администрации Хабаровска Олег Фомин. — В первую очередь это касается продвижения товаров на потребительские рынки, в том числе на федеральном уровне. При этом двери ассоциации открыты для новых участников. Несомненно, администрация города продолжит оказывать полную поддержку объединению, для того чтобы его работа становилась еще более эффективной.  
Другой масштаб

— Не секрет, что рынок Дальнего Востока ограничен. Планируете ли выход на федеральные сети?

Скажу больше, сейчас уже ведем переговоры с ними, с некоторыми даже заключаем договоры. И тут встал вопрос: как и чем федералов можно заинтересовать? Для этого при ассоциации создан научный комитет, занимающийся разработкой интересных инновационных продуктов, которые территориально связаны с Дальним Востоком.

К примеру, уже сделали напиток и мороженое с натуральным пихтовым соком. Готовы выпустить и другие новые продукты, но пока проблема с упаковкой.

— Как ее решаете?

— Опять же при ассоциации сейчас создаем центр совместных закупок в Китае. Объединяем всех производителей молочной продукции, соков, напитков Дальнего Востока и будем делать общие заказы на упаковку. Уже пришли первые образцы, в ближайшее время определимся с какими конкретно заводами работаем, и вперед. Как оказалось, китайский картон даже лучше, чем финский или голландский. Благодаря этому мы сможем быть конкурентоспособными с западными производителями.

Кстати, также при ассоциации хотим сделать и общий отдел продаж, чтобы сократить себестоимость продукции. Сформируем единый прайс и уже с ним будем выходить с предложением к сетевикам.

Помимо прочего ведем работу по созданию интернет-магазина на основе ресурса «27 огородов», который был в краевом сельхозфонде. Теперь местные производители смогут реализовать свои товары потребителям напрямую, минуя посредника в лице торговых сетей. Для этого нужен единый склад-магазин, поэтому мы обратились к мэру Хабаровска Сергею Кравчуку, он мгновенно отреагировал на эту инициативу, оценил ее положительно. Сейчас городская администрация уже предоставила нам несколько вариантов помещений, работа в этом направлении продолжается.

— Сколько предприятий входит в вашу ассоциацию сегодня?

— Вошли уже двенадцать, но еще очень многие изъявляют желание присоединиться, причем не только из Хабаровского края, но и из Амурской области, Приморья. Важный момент, что ассоциацию нужно делать в виде интегратора, чтобы любой человек знал, куда приложить свои усилия и видел от этого реальный эффект.

В целом ведем глобальную работу. После начала спецоперации написали письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина. Нам пришел ответ от зампреда Андрея Белоусова и Министерства экономического развития России, где указано, что часть наших предложений — перейти в расчеты в рублях, продлить кредитные каникулы и другие — вошли в государственную программу. Поэтому продолжаем мыслить и действовать глобально. Только так можно достичь результата.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)