Общество
Беспилотные аппараты сегодня являются обязательным инструментом при выполнении любой боевой задачи. Успешное наступление и устойчивая оборона в зоне СВО невозможны без применения БПЛА и наличия подготовленных специалистов. Поэтому в Вооружённых Силах РФ формируется новая структура - войска беспилотных систем. Организационные мероприятия должны упорядочить применение этих средств и повысить общую эффективность деятельности, поскольку на данный момент в боевых порядках работают многочисленные расчёты воздушных, наземных и морских дронов, и включение их в состав одной структуры выглядит логичным шагом на пути к дальнейшему развитию этого направления.
Номенклатура применяемых на фронте изделий широкая - от небольших квадрокоптеров, операторы которых находятся на передовой, до беспилотников самолётного типа и барражирующих боеприпасов, управляемых на некотором удалении от линии боевого соприкосновения. Военнослужащий с позывным «Электрик» - оператор БПЛА ZALA одного из соединений группировки войск «Восток». Используемый им аппарат позволяет совершать вылеты продолжительностью несколько часов и работает в десятках километров за линией фронта.
- Наши задачи - обнаружение вражеских целей, корректировка огневого воздействия и при необходимости - применение «Ланцета» (барражирующий боеприпас. - Авт.). Качество получаемого изображения радует, что днём, что ночью. Любого человека, не говоря уже о технике, видно, хотя мы можем летать на высоте в несколько километров, - говорит Электрик.
Естественно, противник пытается противодействовать работе наших аппаратов, воздействуя на них средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Поэтому к выполнению каждой задачи расчёт Электрика подходит творчески.
- Ищем коридоры, заходим с разных сторон. Если по одному направлению «давят» нас рэбом, летим другим путём и всё равно находим свободную от воздействия противника дорогу и проводим наши разведывательные мероприятия, - рассказывает собеседник.
Командир подразделения БПЛА с позывным «Техник» раньше служил в разведке, обладает богатым боевым опытом и сравнивает процесс поиска коридоров в зонах радиоэлектронного противодействия с шахматами:
- Всегда всё разное, если говорить об условиях, в которых мы работаем. Каждый полёт проходит в новой обстановке, поэтому по одному и тому же маршруту на задачи мы не летаем. Находимся в постоянном поиске путей и способов решения поставленных нам задач. Противник у нас неглупый и старается перекрыть наиболее опасные направления, а мы - их обойти. Своеобразная шахматная партия получается: кто кого перехитрит.
Во время полёта оператор контролирует воздушное судно с помощью наземной станции управления (НСУ). В её состав входят ноутбук в защищённом исполнении, антенная система, коммутирующий блок, манипулятор (джойстик) и кабель питания. Станция может работать как от сети 220 В, так и от бортовой сети или аккумулятора автомобиля.
Кроме непосредственного управления, программное обеспечение и аппаратная составляющая НСУ позволяют оператору проводить предполётную проверку, запуск и посадку БПЛА, создавать полётное задание, следить за нагрузками, а также принимать и обрабатывать получаемые данные. По словам оператора с позывным «Близнец», с этой станции он может работать как с «Залой», так и с барражирующим боеприпасом.
- Видим сверху всё, что нам надо. Вплоть до номеров автомобилей или того, чем именно сейчас занят враг в опорнике. Вести разведку можем несколько часов, а если надо, то ещё и «Ланцетом» по цели отработаем, - рассказывает Близнец.
Беспилотники ZALA (включая «Ланцет») производят на отечественных предприятиях, входящих в концерн «Калашников». Эти машины от ряда аналогов отличают высокая технологичность, устойчивость к РЭБ и простота в обслуживании. Существенным преимуществом является электродвигатель - аппарат не выделяет тепло, поэтому противнику сложнее его обнаружить.