Общество
Транспортная отрасль — одна из самых важных для полноценной жизни города.
Ценна работа каждого участника: от механика, выпустившего на линию машину, до руководителя компании перевозчика.
— За минувший год перевезено 62,7 миллиона человек, в том числе муниципальным транспортом 15,2 миллиона, — говорит Владимир Ощановский, начальник управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска. — Перевозчики приобрели или обновили в 2021 году 68 автобусов: 44 среднего класса, из них 26 выпуска 2021 года, и 24 автобуса малого класса. Общая стоимость составила 240 млн руб. В этом году они планируют закупить еще 80 единиц, приоритет будет отдаваться газомоторным автобусам.
В первом полугодии ожидается поступление девяти трамваев, которые намерено передать правительство Москвы.
Ежедневно на маршруты выходит около 550 автобусов, трамваев, троллейбусов. Создана и функционирует муниципальная информационная система навигации, к которой подключены все маршрутные транспортные средства. Обеспечена работа сайта визуализации движения общественного транспорта «Транспорт27.рф», мобильного приложения «Go2bus» и электронных информационных табло.
Труд транспортников, нелегкий в условиях пандемии, могут оценить сами пассажиры. Сегодня мы познакомим вас с некоторыми из транспортной отрасли.
Масочку наденьте!
Весь год с такой просьбой обращалась к пассажирам и экипажам Анна Райх, главный специалист управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска.
К ее основным обязанностям в пандемию добавились рейды по контролю масочного режима. Раз в неделю, а под конец года и трижды, в составе комиссии выходила на проверку общественного транспорта. Кстати, каждый рейд нашел отражение в публикациях «Хабаровских вестей».
— За год провели 70 рейдов, — говорит Анна Александровна. — Выходили в любую погоду: дождь, мороз или жара — контроль должен быть. Но погода не так страшна, как отношение людей. К сожалению, большинство пассажиров негативно реагируют на наши проверки. Делаешь замечание и просишь надеть маски — начинают грубить и даже оскорблять. Хотя главная цель таких проверок — сохранить здоровье гражданам. В общественном транспорте легко может распространяться инфекция, если пассажиры и экипажи не используют средства индивидуальной защиты. То есть, по сути, для всех стараемся, но из-за агрессии рейды тяжело проводить психологически. Были и водители, которые пытались препятствовать нам, закрывали двери, хамили. Но когда видели сотрудников в погонах, а с нами всегда отправлялись полицейские, становились более деликатными. На некоторых нарушителей составляли протоколы, затем дела рассматривались в суде
Пассажиры же не стесняются ни в выражениях, ни в жестах, которыми дают понять, что против масочного режима.
Под проверку за год подпадали все маршруты по очереди: их чередуют, чтобы экипажи не расслаблялись.
— Мы меняли остановки, где проводили рейды, — рассказывает Анна Райх. — За это время мне полюбился остановочный пункт на улице Калинина. Там какая-то приятная атмосфера. На улице Калараша в Первом микрорайоне тоже хорошо устраивать проверки. Но самое приятное, когда они организовывались на Комсомольской площади — очень красиво, особенно, в теплое время года. И работаешь, и любуешься городом.
С трамваями на одном языке
Сорокалетний юбилей работы в ремонтном депо скоро будет отмечать слесарь-электрик МУП «Городской электротранспорт» Баграт Шагинян.
На предприятие он устроился по приезде из Армении в 1983 году.
― Когда я пришел сюда, даже русский язык знал плохо, ― улыбается Баграт Асканазович. ― Тут меня ребята научили всему, хоть сам теперь могу уроки давать. Даже не верится, что уже столько лет прошло: работа увлекает, и не замечаешь, как течет время.
Шагинян сменил несколько рабочих профессий, трудился мастером, сейчас, выйдя на пенсию, снова вернулся к слесарному делу.
― Можно сказать, что через наши руки прошли все хабаровские трамваи, ведь каждый вагон нуждается в своевременном ремонте и профилактическом осмотре, ― объясняет специалист. ― Честно признаюсь, я больше люблю старенькие РВЗ-6. Это такие двухдверные вагоны Рижского завода. Они уютные, но как слесарь я очень ценю то, что их удобно ремонтировать ― легко заглянуть в нутро, достать нужный механизм и починить. В новых трамваях совсем другое устройство.
О своей работе Баграт Асканазович может рассуждать долго, и ему есть что рассказать ― история хабаровского трамвая развивалась у него на глазах.
― Я считаю себя счастливым человеком, потому что каждое утро иду на работу с радостью, ― признается мужчина. ― Знаю, что буду занят любимым делом, и труд мой приносит пользу. К тому же у нас отличный и дружный коллектив, что немаловажно. От того, какие люди тебя окружают, даже производительность зависит!
― Баграт Асканазович ― один из старейших работников предприятия, ― говорит Анна Мухина, начальник службы эксплуатации МУП «ГЭТ». ― К его советам всегда прислушиваются, потому что специалистов такого уровня по пальцам можно пересчитать.
На торжественном мероприятии, посвященном 60-летию хабаровского трамвая, слесаря-электрика по ремонту электрооборудования наградили грамотой.
Всегда на первом
38 лет выходит каждый день на один и тот же маршрут Людмила Низамова, водитель трамвая 1-го класса.
Рабочая смена ее закольцована ― от железнодорожного вокзала до химфармзавода и обратно.
Уверяет, что сто раз виденный пейзаж за окном ее не утомляет: город меняется, а вместе с ним и люди.
― Я своих пассажиров уже хорошо знаю за столько лет, ― рассказывает Людмила Федоровна. ― Кто и на какой остановке должен садиться, во сколько едет, чтобы не опоздал. Бывает, подъезжаешь ― нет их, а потом смотришь через дорогу ― бегут. Проспали, видать. Ну что же, подождешь. Пассажиры меня тоже узнают, здороваются. Как лето ― дачники норовят угостить, люди же у нас добрые в основном. На конечную подъезжаешь, народ с дач с корзинами идет, обязательно предложат кто помидоры, кто яблоки. Однажды целое ведро ягоды подарили! Я уж пыталась отговорить ― ни в какую!
Для своих пассажиров вагоновожатая старается создавать комфорт. За ее экипажем закреплен трамвай с бортовым номером 125. В 2018-м хабаровчане выбрали его победителем городского конкурса «Экипаж» в номинации «Самый чистый трамвай».
― Чистоту мы сами поддерживаем ― кому приятно в грязный салон заходить? ― говорит женщина. ― Спасибо и тем пассажирам, кто это ценит и бережно относится к вагону. На праздник украшаем трамвай, чтобы было новогоднее настроение у людей. Дома елку давно не ставлю, а в вагоне каждый год!
Людмила Низамова как опытный вагоновожатый стажирует новичков, объясняя тонкости управления электротранспортом, готовит своих коллег на конкурсы профессионального мастерства. Ей знакомы все марки трамваев, которые есть в нашем парке. За без малого четыре десятка лет она успела поработать на всех вагонах: от шумного КТМ до современного усть-катавца.
― А ведь, можно сказать, случайно пришла на предприятие, ― смеется Людмила Федоровна. ― Я тогда работала в автопарке нарядчицей, ехала домой и увидела объявление о наборе на обучение водителей трамвая. Думаю, почему бы и не попробовать? Позвонила и записалась на курсы. Освоила достаточно спокойно, но вот сам трамвайный путь пугал ― считалось, что в Хабаровске самый тяжелый профиль во всем Советском Союзе! Угадали где? Правильно, на улице Шеронова спуски и подъемы. Надо было очень осторожно передвигаться. Это сейчас трамваи не такие, ими проще управлять, а тогда требовалось мастерство.
Кстати, новичков в трампарке обкатывали на двойке ― она признавалась самым легким маршрутом. Через полгода пересаживали на единицу.
― А я так на единичке и задержалась, ― улыбается вагоновожатая. ― Нравится мне это направление, и всегда заступаю на смену с хорошим настроением ― ведь мы поедем знакомым маршрутом!
Авто Отечества
На 90 процентов обновил подвижной состав индивидуальный предприниматель Сергей Рябцев.
Его предприятие обслуживает три городских маршрута. Это 61С, следующий по центру Хабаровска, 82-й ― до Ореховой Сопки и 68-й, соединяющий «Балтимор» и поселок им. Горького.
― На 61-м мы полностью заменили машины на новые, еще на двух маршрутах поставили по четыре новичка, ― говорит Сергей Николаевич. ― Закупаем отечественные «газели» и «ПАЗ», они себя хорошо зарекомендовали. Стараемся, чтобы было удобно пассажирам.
Правда, это не всегда позволяет избежать нареканий со стороны горожан. Но чаще всего жалобы пассажиров вызваны ситуацией на дороге, которую водитель не может разрешить. Из-за заторов автобусы могут отстать от расписания, и гнев обрушивается на перевозчика.
― Понятно, что это человеческий фактор, объясняем людям, что автобус идет в потоке, он не может избежать заторов, ― продолжает перевозчик. ― Чаще находим понимание у граждан.
Понимание и одобрение вызывает и тот факт, что на 61-м уже давно держится цена за проезд в 30 руб. Сегодня это одна из самых демократичных стоимостей билета в хабаровском транспорте.