Общество
На эти и другие темы говорили на расширенном заседании правительства региона, сообщает СИ «Хабаровские вести» со ссылкой на пресс-службу правительства края.
Совещание с участием глав районов и руководителей всех краевых министерств и ведомств провел врио губернатора Дмитрий Демешин.
С докладом по теме выступил министр транспорта и дорожного хозяйства края Георгий Мазунин. Он рассказал, что объем дорожного фонда региона в 2024 году составляет 9,2 млрд рублей, из них более 1 млрд рублей — федеральный бюджет, свыше 8 млрд рублей — краевой. Средства фонда расходуются, в первую очередь, на содержание, ремонт и реконструкцию дорог, а также на финансовую помощь муниципалитетам на дорожную деятельность.
В 2023 году в Хабаровском крае отремонтировали 212,5 км дорог краевого и местного значения. В 2024 году приводят в нормативное состояние 100 км. Третий год идет масштабный ремонт мостов на региональных дорогах. 74 таких объекта уже приведены в порядок, в этом году отремонтируют ещё 25 мостов. Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» за пять лет отремонтировано 711 объектов региональной дорожной сети, Хабаровской и Комсомольской городских агломераций протяженностью около 725 км. В этом году по БКД ремонтируют еще 83 объекта. С 2025 года в нацпроект войдут Советско-Гаванская и Амурская малые городские агломерации.
В планах на 2025 год — ремонт более 90 км региональных дорог, в том числе 26,5 км – на трассе Селихино – Николаевск-на-Амуре. Также будет проведен ремонт на дорогах, ведущих из Комсомольска-на-Амуре, и более 25 км местных дорог приведут в порядок в рамках нацпроекта.
Как рассказал Георгий Мазунин, муниципалитеты получают региональную поддержку на ремонт дорог, аварийно-восстановительные работы и обеспечение безопасности дорожного движения в виде межбюджетных трансфертов. В 2024 году это около 2,6 млрд рублей. Кроме того, по поручению врио губернатора в этом году на ямочный ремонт дорог в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Вяземском, Нанайском районах и Бикинском округе выделено дополнительно 170 млн рублей. Однако, как отмечено в ходе заседания, не везде приступили к работам.
— Я хочу отметить низкий контроль со стороны министерства и отсутствие взаимодействия с муниципальными образованиями. И самое главное — люди не видят результатов. Я попрошу вас как профильного зампреда правительства представить программу по изменению отношения министерства к данной работе и доложить об ответственности всех должностных лиц, из-за кого эта бюрократия, — обратился врио губернатора Дмитрий Демешин к профильному зампреду правительства Ирине Горбачевой.
Также отмечены проблемы с использованием муниципалитетами средств дорожных фондов: это неполное расходование, нерациональное, неравномерное распределение средств между районами и поселениями. По итогам 2023 года наибольшие остатки были в Хабаровском, Аяно-Майском, Верхнебуреинском, Советско-Гаванском, Комсомольском районах и районе имени Лазо.
— Неиспользованные остатки указывают на недостаточное качество планирования дорожных работ и могли быть направлены на проблемные объекты. Вызывают вопросы и темпы освоения средств муниципальных дорожных фондов. За первое полугодие муниципалитетами освоено только лишь 25 % средств, — сказал Георгий Мазунин.
Как отметил Дмитрий Демешин, министерству транспорта и дорожного хозяйства нужно обеспечить контроль и необходимую помощь муниципалитетам в этой работе. Также нарекания главы региона вызвала работа ведомства по ведению претензионной работы с подрядчиками. По мнению Дмитрия Демешина, она ведется недостаточно, процедуры зачастую затянуты. А самое главное — недовольны жители края.
Среди предложений по повышению эффективности работы в сфере дорожной деятельности по итогам рассмотрения вопроса повестки — выделить в муниципальных дорожных фондах «маневренные средства» в размере не менее 20% от объема фонда. Они будут идти на устранение дефектов на местных дорогах после зимы и распределяться с учетом обращений жителей края. Также в числе предложений — увеличение финансовой поддержки муниципалитетов, а именно: выделение с 2025 года дополнительных средств в размере 300 млн рублей — на ремонт и содержание местных дорог, включая ямочный ремонт и разметку, и 100 млн — на проезды ко дворам. Благодаря этому каждый год можно будет дополнительно ремонтировать не менее 7,5 км дорог, около 15 дворов и проездов, выполнять ямочный ремонт на площади 40 тыс. кв. м и наносить 15 тыс. кв. м дорожной разметки.
Дмитрий Демешин поддержал инициативы, но отметил, что для начала необходимо повысить эффективность расходования средств текущих дорожных фондов и поручил поставить на контроль работу муниципалитетов.
— Необходимо не просто ваше корректирующее воздействие — я хочу видеть вашу роль. Если вами выявлен перекос в формировании муниципальных дорожных фондов или повышение их маневренности — эту работу надо проводить, это ваша зона ответственности. Что касается маневренного фонда, я поддержу вас, — подчеркнул врио губернатора.
Относительно дополнительной финансовой поддержки районам Дмитрий Демешин заявил, что предложенные цифры необходимо увеличить и поручил проработать вопрос министерству транспорта совместно с краевым минфином.
— Надо вдвое увеличить объем тех денег, которые мы направляем на ремонт, содержание дорог и дворовые территории. Проработайте с минфином этот вопрос. Давайте так: по 300 миллионов рублей на ремонт и на содержание, 200 миллионов — на проезды к дворовым территориям, — сказал Дмитрий Демешин.
Также на заседании заслушали и.о. директора ФКУ ДСД «Дальний Восток» Алексея Альбертовского, который рассказал о содержании федеральных трасс в Хабаровском крае. В частности, организация ведет ремонт моста через реку Амур в районе Комсомольска-на-Амуре. То, как организовано дорожное движение на объекте, вызывает жалобы людей. Так, в конце августа там возникла многокилометровая многочасовая пробка из-за аварии.
— Пересмотрите организацию дорожного движения в те фазы, когда нет активного ремонта. Когда не проводите работы — движение надо открывать, — заявил глава Хабаровского края.
Представитель компании пообещал провести необходимую корректировку.
Также обсудили вопрос содержания и ремонта дорожной сети Хабаровска. Как отметил Дмитрий Демешин, ее состояние жители города оценивают как неудовлетворительное, ремонт проводится несвоевременно. Глава края спросил, как идут работы по ямочному ремонту дорог в поселке имени Горького, на который по его поручению было выделено дополнительно 100 млн рублей. Мэр Хабаровска Сергей Кравчук ответил, что до 1 ноября все работы будут завершены.
— Я вам ставил задачу пересмотреть бюджетные средства и увеличить их на дорожный ремонт, включая ямочный. Что на 2025 год у вас? — также задал вопрос Дмитрий Демешин. Кроме того, врио губернатора поинтересовался, как городские власти готовятся к зимнему содержанию дорог.
По словам Сергея Кравчука, на следующий год планируется предусмотреть не менее 150 млн рублей на ямочный ремонт и 100 млн — на нанесение разметки. В 2024 году на эти цели было выделено 25 млн и 45 млн соответственно. Для работы дорожного хозяйства в зимний период город закупает дополнительно три трактора и две комбинированные машины, также подготовлено 20 тысяч тонн песчано-соляной смеси, приобретено 300 тонн реагентов.
В завершение обсуждения главного вопроса повестки врио губернатора отметил, что времени на проведение дорожных работ осталось немного, поэтому главам муниципальных образований необходимо держать их выполнение на особом контроле.
Дмитрий Демешин подвел итоги ВЭФ-2024.