Общество
Минцифры Хабаровского края совместно с экспертами одного из российских операторов связи составлен топ-популярных видов мошенничества, а также советы как избежать обмана, сообщает СИ «Хабаровские вести» со ссылкой на пресс-службу правительства края.
С 2022 года в стране действует программа кибергигиены, которая реализовывается в рамках национального проекта «Цифровая экономика».
Как отмечают специалисты, сейчас одна из самых частых уловок мошенников — звонок от лица «официального представителя» банка, сотового оператора или правоохранительных органов. Злоумышленник требует совершить определенные действия, например, назвать проверочный код из смс или ответ на контрольный вопрос, чтобы получить доступ к личным цифровым сервисам гражданина. Поводы для звонков могут быть разные и на них не нужно реагировать. В такой ситуации необходимо повесить трубку и самостоятельно позвонить по официальному номеру в организацию, от лица которой поступил звонок.
Также звонки могут совершаться от имени родственника или знакомого человека с просьбой о помощи — переводе денежной суммы или оформлении кредита. Мошенники нередко применяют технологии искусственного интеллекта, чтобы имитировать чужую речь и запутать потенциальную жертву обмана. При такой схеме сложнее распознать ложь, однако нужно придерживаться главного правила — всегда проверять информацию. Необходимо завершить разговор и связаться с тем, кто якобы только что звонил, по другому каналу, например, через мессенджеры, социальные сети, опросить друзей или родственников.
Есть и такой вид мошенничества, когда могут позвонить человеку, а после первого гудка сбросить — злоумышленники провоцируют перезвонить на неизвестный номер, пока абонент на линии, со счета списываются деньги. Эксперт рекомендует не перезванивать на неизвестные номера.— С введением антифрод-решений, которые блокируют подменные номера, мошенники стали активно использовать мессенджеры. Для убедительности в профиль добавляют логотипы банков или похожую символику других организаций. В разговоре мошенники могут обратиться по имени и отчеству и применить определенный скрипт разговора, чтобы завязать разговор, — рассказал старший эксперт компании МегаФон по расследованию фрод-инцидентов Борис Лопатин. — Важно помнить и объяснять, особенно пожилым родственникам, что представители госструктур никогда не звонят гражданам в мессенджерах.
Важно отметить, что злоумышленники чаще всего нацеливаются на самых уязвимых представителей общества: инвалидов, пенсионеров и несовершеннолетних об этом сообщили в ноябре этого года на очередном круглом столе в Совете Федерации. В 2023 году против этих категорий граждан было совершено более 125 тысяч преступлений, что в два раза больше, чем раньше. В 2024 году зафиксировано уже более 100 тысяч подобных случаев. Ущерб от противоправных действий ежегодно достигает 150 миллиардов рублей, из них 15 миллиардов — результат несанкционированных банковских операций с личными счетами граждан.— Стать жертвой интернет-мошенников может каждый, поэтому важно понимать, как им противостоять. Высокий уровень цифровой грамотности позволяет избежать многих уловок. Проверить свои компетенции можно в специальном разделе портала Госуслуг, который создан в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». На странице есть несколько блоков, посвященных различным типам киберугроз и советы для самых распространенных ситуаций. В том числе есть блок для представителей старшего поколения. Памятки можно отправить родным или распечатать, — рассказал министр цифрового развития и связи Хабаровского края Евгений Демин.
На горнолыжных спусках «Хехцира» расширили зону покрытия 4G.