Общество
Основным зарубежным партнером Хабаровского края остается Китайская Народная Республика. За восемь месяцев 2018 года товарооборот превысил 1,1 млрд долларов США. Это на 17,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, сообщает «Открытый город» со ссылкой на пресс-службу Минвостокразвития.
Например, активно развивается сотрудничество Хабаровского края и китайской провинции Цзилинь. Уже запущено несколько проектов в сфере деревообработки. Ряд крупных компаний работают в районе имени Лазо. Они выпускают пиломатериалы и топливные гранулы. В высокой стадии готовности проект по выпуску карандашной заготовки (ООО «Леспром Сэньпу Хабаровск»). Также сейчас «Цзилиньская лесопромышленная корпорация» и ООО «Леспром ДВ» планируют создать индустриальный парк по переработке леса в Хабаровском крае.
Также в регионе идет строительство трассы «Восточный обход Хабаровска». На полях ВЭФ-2018 Правительство Хабаровского края подписало четырехстороннее соглашение (с Российским фондом прямых инвестиций, китайской государственной дорожно-строительной и сервисной компанией Shandong Hi-Speed Group и группой «ВИС»). Оно предполагает строительство трассы и соответствующей инфраструктуры в обход Хабаровска (участок 13-42 км). Китайские инвесторы будут строить не саму трассу, а сопутствующую инфраструктуру - сервисы, производства, торгово-логистические комплексы, гостиницы, автозаправки. Автомагистраль «Восточный обход Хабаровска» должна соединить между собой сразу три федеральные трассы: А-370 «Уссури», Р-297 «Амур» и А-375 «Восток». Она будет включать в себя 5 развязок и 24 моста. В перспективе развитие проекта через Большой Уссурийский остров может обеспечить выход на сеть автомобильных дорог Китая. В тестовую эксплуатацию объект должен быть введен в октябре 2021 года.
Отметим, что по итогам прошлого года товарооборот между регионами Дальнего Востока и КНР вырос на 26% и составил $ 7,77 млрд. В 2018 году товарооборот продолжает расти хорошими темпами. За 8 месяцев он вырос на 23% и составил $5,86 млрд. Это больше трети от всего внешнеэкономического товарооборота ДВ. При этом экспорт (64%) преобладает над импортом. В Свободном порту Владивосток и территориях экономического развития работают 40 резидентов с участием китайского капитала.
Для реализации максимального потенциала сотрудничества между Дальним Востоком и КНР двумя сторонами уже определена концепция программы развития Российско-Китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционных сферах на Дальнем Востоке РФ до 2025 года. Она предусматривает увеличение ежегодного товарооборота, увеличение доли проектов с китайским участием в ТОРах и СПВ, реализацию инфраструктурных проектов. Подписание Программы планируется на ближайшей межсессионной встрече Сопредседателей Межправительственной Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и Северо-Востока КНР - заместителя Председателя Правительства - полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и Вице-премьера Государственного Совета Китайской Народной Республики Ху Чуньхуа - в 2018 году в КНР.
С.А.